Самарский кирпич

В середине XIX века богатые известняком и глиной почвы побережья реки Самара и нынешнего Красноглинского района города обратили на себя внимание купцов, занимавшихся в то время в основном торговлей зерном, лесопильным, кожевенным и салотопенным производством. Бурное развитие капитализма и начавшееся массовое строительство каменных домов в Самаре привели, по данным самарского городского головы Петра Владимировича Алабина, к возникновению 16 кирпичных заводов к 1875 году.

Первый крупный кирпичный завод в Самаре основал в 1859 году симбирский купец А.Д. Шигаев. Его дело продолжил сын Михаил, который помимо кирпичных цехов получил от отца по наследству овчинный и клееваренный заводы. За качеством кирпича хозяин следил лично. Известно, что Михаил Шигаев наряду со своими рядовыми мастерами принимал деятельное участие в производственном процессе. Фамильное дело в 1889 году возглавил старший сын Маркел Михайлович, внедрив на кирпичном заводе машинный способ производства и гофманские печи для обжига и сушки. Модернизация производства сделала возможным увеличение выпуска продукции более чем в 6 раз. В начале XX века на заводах Шигаева производили до 2 миллионов кирпичей в год с клеймом «АДШ» или «А.Д. Шигаев». Кирпичи с клеймами Шигаева в Самаре можно до сих пор обнаружить на домах по улицам Ленинградской и Алексея Толстого.

Большой популярностью, несмотря на высокие цены, пользовался красный кирпич заводов купца и лесопромышленника Летягина. Знаменитый кирпич с клеймами на тычке «Н-въ Летягина въ Самаре с 1879 года», «Летягина» и клеймами с номерами заводов производился на трех предприятиях, принадлежавших Ивану Петровичу Летягину в поселке Запанское. Точное местонахождение: у Колесникова оврага и ветряных мельниц в поселке Новый Оренбург (между современными поселками Запанским и Кузнецова), и у самого полотна железной дороги (справочник «Вся Самара за 1900 год»).

Кирпич Летягиных славился своим высоким качеством. Краеведы Андрей и Ирина Демидовы писали: «Даже придирчивый домовладелец Дмитрий Ермилович Челышев предпочитал иметь дело с Летягиными, говоря: «Летягин – это фирма». Его кирпич можно и в окно бросить на тротуар, он не расколется, и в воде держать – веса не наберет. Классная работа. Именно из этого кирпича Челышев построил свой первый доходный дом на Саратовской улице (ул. Фрунзе, 56)». Фасад и торцы Челышевских доходных домов выкладывались кирпичом Летягиных, а со двора – дешевым с клеймом «ЗП».

Из красного летягинского кирпича были выстроены такие значительные объекты, как, например, особняк Кудряшова (ул. Галактионовская, 41), здание торгового дома Чеснокова и Кудряшова (ул. Галактиновская, 40 / Высоцкого, 6), дома Основина и Плошкина (ул. Молодогвардейская, 121-123) и многие другие, являющиеся ныне памятниками культурного наследия регионального значения. В 1869 году Летягины построили свой дом на углу Саратовской (ул. Фрунзе) и Заводской (ул. Венцека) по распространенным тогда в городской застройке «образцовым» проектам.

«Образцовое» проектирование и строительство преследовали несколько целей. Во-первых, упрощался процесс составления проекта. Архитектору достаточно было предложить заказчику выбрать из альбома («тетрадей») понравившийся дом и затем определить его место на плане усадьбы. Во-вторых, «образцовые» здания, похожие друг на друга, облегчали создание архитектурных ансамблей улиц и площадей. В-третьих, ускоряли ход строительных работ, так как мастерам было проще возводить похожие постройки, чем каждый раз строить по новым проектам. Строительство дома Ивана Петровича Летягина обошлось в 7 тысяч рублей золотом. Дважды в 1889 и 1898 годах особняк перестраивался, а после надстройки третьего этажа в советское время приобрел современный вид. После смерти хозяина в начале XX века его тремя кирпичными заводами владели вдова Мария Ивановна и трое его сыновей Василий, Николай и Михаил Ивановичи. Первый этаж здания сдавался под гостиницу «Северная», а позже под ресторан Летягина.

В период с 1900 по 1908 год семья кирпичных магнатов оказалась в критическом финансовом положении. От умершего Ивана Петровича наследникам достался огромный долг в размере 18 тысяч рублей, гостиница была обложена налогом в 1700 рублей в год. Были повышены налоги на устаревшее к тому времени кирпичное производство. В 1908 году самарский городской голова Дмитрий Кузьмич Мясников пытался поддержать семейство Летягиных, обращался к чиновникам с заявлением, что Летягины всегда были хорошими налогоплательщиками и за десятки лет существования их кирпичные заводы принесли казне немалый доход. Однако властные структуры не приняли во внимание их былые заслуги и включили механизм банкротства. С молотка ушли заводы, большая часть дома, лесопилки. Но все-таки марка летягинского кирпича была сохранена. Заводские мощности перекупил владелец каменоломен и кирпичных заводов, член городской Думы Павел Никитич Маштаков и перенес их в Томашев колок, где наладил производство кирпича под той же знаменитой маркой «Летягин». Завод Летягина в Томашевом колке, наряду с заводом самого Маштакова у полустанка Безымянка, упоминается в Адрес-календаре и памятной книжке Самарской губернии за 1915 год.

В 1910–1912 годах семья Летягиных жила исключительно на доходы, получаемые от ресторана. Реклама ресторана Василия Летягина за 1910 год гласила: «В ресторане превосходная кухня под руководством столичного повара Михаила Андреевича Загодина. Выступает магометанский гармонист и танцор Фейзула Кабирович Туишев, а также вновь приглашенный пианист Переклодин». В 1913 году ресторан был закрыт, а оставшаяся часть дома продана. В бывшем особняке Летягиных расположилась известная тогда в городе «Лаборатория искусственных зубов» техника С.И. Чернякова. По данным самарских краеведов вдова владельца заводов Ивана Петровича Летягина была допущена жить в каморке при бывшей собственной лесопилке, а сыновья пошли служить в армию. Последние сведения о них связаны со штабом Комуча, где они служили офицерами контрразведки.

В конце XIX века в Самаре приобрели известность кирпичные заводы крупного чайного торговца В.Ф. Жукова (с 1889 года), заводы П.Ф. Шишкина и М.М. Фердмана (с 1897 года), завод И.Е. Ильина (с 1898 года). Будущий кирпичный магнат Иван Ефимович Ильин был заметной фигурой в общественной жизни Самары. Он являлся крупным купцом, домовладельцем, директором городского общественного банка, чиновником городского по квартирному налогу присутствия. Удачно женившись на дочери домовладельцев Юриных и получив приданое, основал ультрасовременный кирпичный завод с кольцевыми печами в поселке Запанское в районе ветряных мельниц. Известно, что на производстве И.Е. Ильина впервые в Самаре начали использовать локомобили для перевозки сырья и кирпича и вагонетки фирмы «Келлер». В 1910 году, по данным газет «Волжское слово» и «Самарский вестник», на строительство военных казарм, расположенных на современном проспекте Масленникова, поступил «плохообоженный кирпич, который рассыпался в руках». Разразился скандал, бросивший тень на подрядчика и городского голову М.Д. Челышева и стоивший городскому архитектору Черноморченко должности. После этого случая все заказы по военному ведомству перешли кирпичному заводу Ильина.

Период с 1900 по 1914 годы в Самаре стал временем расцвета кирпичного производства. В 1910 году на кирпичных заводах трудились 1500 человек. В статистических сборниках по Самарской губернии за 1912 год упоминаются 24 крупных кирпичных завода на территории города: кирпичные заводы купцов Константина Васильевича Слепендяева, Дмитрия Павловича Новокрещенова, Ивана Николаевича Александрова, Петра Никитича Сапункова, Тихона Захаровича Рябова, Василия Александровича Родионова, Софьи Ивановны Кутузовой, Ивана Ефимовича Ильина, Александра Назаровича Ларина, Павла Никитича Маштакова, а также заводы наследников Петра Федотовича Шишкина, наследников В.Ф. Жукова, наследников А.Д. Шигаева, заводы А.А. Никифорова, М.М. Фердмана, Г.Б. Ротмана, купцов Аржановых и Жоголевых, кирпичный завод Городского общественного управления.

Помимо доступной самарской продукции подрядчики и строители, судя по всему, использовали кирпич, поступающий из других городов. Например, в известной коллекции петербургского исследователя Владимира Смирнова представлены кирпичи из Самары с клеймами «АСР», «Друмонтъ» и другими, о которых, к сожалению, мы так и не смогли найти информацию в местных источниках.

Конкуренция на рынке кирпича была жесткой и доводила некоторых самарских предпринимателей не только до банкротства, но даже до самоубийства. Так, например, в 1901 году в Самаре открыл производство силикатного кирпича и пустотелых камней немец Г.Б. Ротман за мельницей Шадрина на Волге, у Студеного оврага и у Лысой горы. Говорят, что в лесах у Студеного оврага до сих пор сохранилась его полуразрушенная доменная печь. В целях расширения производства Ротман заложил свой завод в 1912–1913 годах, но кредиторы потребовали возврата долга по векселям досрочно. В итоге, доведенный до отчаяния заводчик застрелился.

Трагически закончилась история успеха владельца двух кирпичных заводов Петра Никитича Сапункова (1856 – 1926). В молодые годы Петр Сапунков прошел Русско-турецкую войну в звании унтер-офицера, участвовал в сражении под Шипкой. Получив наследство, Сапунков основал свой первый кирпичный завод, стал членом городской Думы, женился на Надежде Петровне Прянишниковой, одной из наследниц судоверфи в Баку. У жены заводчика были две страсти: чтение и коллекционирование мехов. По ее инициативе был открыт большой книжный магазин в Самаре, а коллекцией мехов интересовался сам Павел Васильевич Щетинкин, владелец сети торговых домов по всей Волге, предлагавший модницам лучшие в России меха.

В 1907 году Сапунков открыл еще один кирпичный завод у Колесникова оврага и алебастровое производство. В докладах городской Управы значилось, что каждый из его заводов вырабатывал до 1 миллиона кирпичей в год. Рекламные объявления в газете «Волжское слово» обещали потенциальному покупателю: «Лучший кирпич и алебастр. Доброкачественные материалы заводов Сапункова партиями и в розницу с доставкой на место скоро и аккуратно». Кирпич Сапункова и вправду был славный. Каждую партию тщательно проверяли на прочность под личным контролем самого хозяина. Брали кирпич из печи и сразу помещали в ледяную воду – не рассыпался. Затем бросали о чугунную плиту – не рассыпался, не трескался. После этих нехитрых процедур кирпич взвешивали и на неделю помещали в воду. Вытаскивали и снова взвешивали, если кирпич не набирал в весе, значит, его можно было пускать в продажу. Кирпич П.Н. Сапункова нижегородские и местные строители использовали при возведении самарского костела. Продукция Сапункова шла на строительство железной дороги, самарской канализации, Трубочного завода (завод имени Масленникова).

Первая мировая война унесла жизни двух старших сыновей Петра Никитича. В эти лихие годы Сапунков открывает на заводах бесплатные столовые, строит общежития, адресно помогает своим мастерам. Неудивительно, что после прихода большевиков в 1918 году рабочие проводят митинги в защиту Сапункова, предупреждая новые власти, что, если с головы хозяина упадет хоть один волос и заводы у него отберут, митинги перерастут в забастовку. Несмотря на это, заводы вскоре национализировали. Во время голода 1921 года Сапунковы продают большую библиотеку и коллекцию мехов, а на вырученные деньги покупают в Ташкенте вагоны с зерном и кормят своих бывших рабочих. После смерти Петра Никитича и Надежды Петровны Сапунковых их дети остались на улице, а сын Георгий играл на скрипке на Троицком рынке. Позже дети кирпичного магната Александр, Георгий и Софья уехали в Среднюю Азию.

Сегодня мало кто помнит о самарских владельцах заводов, но их кирпич, сделанный с любовью и знанием дела, пошел на создание уникальной самарской застройки рубежа XIX–XX веков. Гуляя по улицам города, то здесь, то там можно увидеть кирпичи в стенах особняков с клеймами наших заводчиков. Память о своем искусстве они оставили на века. Рассматривая случайно найденное клеймо, на ум приходит только одна фраза, высказанная великим американским писателем и мыслителем Реем Бредбери: «Каждый должен что-то оставить после себя: сына, книгу или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Люди будут смотреть на взращенное тобой, и в эту минуту ты будешь жив...»

Павел Попов
Статья опубликована в журнале "Самарский вестник архитектуры и строительства", № 9-10 `2010

Поделитесь с друзьями:
Наверх