Растворы для брусчатки

Дорожки из клинкерной брусчатки смотрятся крайне живописно. Они легко мостятся, не боятся дождей, морозов, имеют максимальную устойчивость к истиранию и разрушению от высоких нагрузок. Клинкер может удерживаться в полотне за счёт собственной массы. Он практически не впитывает влагу, и вода после дождей стекает либо в кюветы, либо уходит сквозь швы в дренаж.

При замерзании воды плотная по структуре брусчатка выдавливает её из швов по вертикали, при этом гладкие боковые поверхности не испытывают критической нагрузки. Теоретически клинкерная мостовая способна многие десятилетия сохранять первозданный вид, покоясь просто на гравийно-песчаной подстилке с минимальным количеством связующего.

На практике, если хочется получить действительно ровные дорожки, на которых не будут образовываться лужи, которые не образуют колеи на въезде в усадьбу, не порастут травой и мхами, требуется приложить минимум усилий. Дело в том, что грунты, в зависимости от состава, могут проседать или вспучиваться, не укреплённое дорожное основание со временем заиливается, сама брусчатка, испытывая неравномерную нагрузку, проседает, а швы наполняются органикой, в которой обосновываются растения и многочисленные насекомые. Если не добавлять в швы связующее, будет затруднена чистка мостовой садовым пылесосом или водой под давлением, а при добавлении цемента на поверхности клинкера со временем появится известковый налёт, портящий внешний вид мостовой. Кроме того, классические растворы очень плохо связываются с клинкером, оставляя зазоры, и со временем замерзающая вода разрушает швы.

Специальные растворы для мощения брусчатки придумали ещё в Древнем Риме. Их основу составил трасс — вулканическая порода, которую добывали на острове Санторин и в окрестностях Неаполитанского залива. Трасс содержит большое количество кремниевой кислоты, известь, вкрапления различных минералов. Если обычные известковые растворы твердеют при поглощении диоксида углерода из воздуха, то трасс образует с гидроокисью кальция плотную кристаллическую структуру при непосредственном контакте с водой. Насколько прочным получается раствор можно судить по сохранившимся до наших дней Пантеону, Колизею, Энгельсбургу, многочисленным виадукам, неподвластным поговорке «Вода камень точит».

Сегодня трасс добывают преимущественно в Германии в области Восточный Эйфель из пород, возраст которых составляет 13 тысяч лет. Основным поставщиком трассовых растворов является компания Quick-Mix. К несомненным достоинствам таких растворов относится эластичность, облегчающая нанесение и делающая эффективной трамбовку. Трасс набирает прочность со временем, то есть практически не создаёт внутреннего напряжения конструкций. При этом сам он полностью не застывает, но отлично сочетается с цементом и как бы покрывает защитной оболочкой известковые компоненты, которые в естественных условиях разрушаются от кислой среды.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации трассовые растворы могут быть водопронизаемыми и водонепроницаемыми. Первые хороши при небольших нагрузках на мостовую, отсутствии химических загрязнений, которые могут со временем начать разъедать швы изнутри, при грунтах, обладающих высоким влагопоглощением или оборудованном дренаже. При использовании водопроницаемых растворов предъявляются пониженные требования к устройству поперечного профиля мостовой, ведь дождевая вода не столько стекает в кюветы, как просачивается сквозь швы по всей замощённой площади. С другой стороны, «монолитные» растворы делают покрытие более устойчивым к механическим воздействиям, предохраняют основу дорожное основание от постепенного разрушения.

Несущим слоем дорог в зависимости от местных факторов и нагрузок может быть уплотнённая гравийная или щебёночная подушка, а иногда — цементная стяжка. Поверх укладывается трассовый дренажный раствор, который содержит либо керамзит, либо прочные минералы, если дорожная одежда планируется как водонепроницаемая. Поскольку клинкер обладает очень низкой адгезией, на тыльную сторону перед укладкой наносится специальный раствор-шлам, который обеспечивает надёжную фиксацию камня. Далее швы заполняются раствором, который обеспечивает водопроницаемость или герметичность покрытия. В зависимости от цвета клинкера можно подобрать наиболее близкий или контрастный оттенок швов: песочный, каменно-серый, базальтовый. Готовая смесь замешивается с водой, равномерно распределяется по швам, а после схватывания излишки удаляются с мостовой струёй воды. Уже через сутки по дорожкам можно безбоязненно ходить, а в течение недели трассовый раствор набирает полную прочность. Растворы делятся на несколько видов, в зависимости от того, предполагается по дорожкам прогуливаться, будут ли они использоваться для эпизодического проезда или транспортная нагрузка станет основной.

Готовая мостовая способна сохранять все свои свойства на протяжении многих десятилетий. Её поверхность можно чистить всеми способами, при этом клинкер со временем не выгорает и на нём не образуется известкового налёта. Трассовые растворы защищают дорожки от зарастания травой, а в швах не заводятся насекомые. Надёжно связанные заполнители не вымываются и не выветриваются. А сама клинкерная брусчатка — материал практически вечный — превращается в полноценную броню, которой не страшны какие бы то ни было агрессивные воздействия.

Поделитесь с друзьями:
Наверх