Никольский кирпичный завод

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», – писала Анна Ахматова. Из каких промзон рождаются мегаполисы, знает каждый. С одной стороны, духота и безликость окраин неизбежны, с другой стороны, постепенно территории облагораживаются, жизнь берёт своё, а производства исчезают, становятся достоянием истории. Никольский кирпичный завод был ликвидирован в 1998 году – по Постановлению Правительства Москвы № 194: «в целях улучшения экологической обстановки в городе, обеспечения комплексного подхода к строительству и благоустройству Северного административного округа, в связи с проводимой реструктуризацией предприятий промышленности строительных материалов».

Пять гектаров территории, принадлежавших кирпичному заводу на Выборгской улице, превратились в комфортабельный жилой микрорайон. Местность, простирающаяся к северу от нынешней станции Войковская, в XIX веке называлась Химками – по речке и деревушке, где делали первую остановку поезда Николаевской железной дороги на пути в Петербург. Первый кирпичный завод в этих краях предположительно появился в 1824 году, когда восстанавливали Москву после наполеоновского пожара. Размещался он неподалёку от села Никольское – либо в южной оконечности современного Химкинского водохранилища канала им. Москвы, либо у начала Головинского шоссе напротив водного стадиона «Динамо». Сколько он просуществовал и кому принадлежал – неизвестно. В 1850-х годах крестьяне Иван Донской и Родион Дудочкин построили здесь же два кирпичных завода, на месте которых, вероятно, впоследствии развернулось широкое дело купца Туманова.

Пётр Николаевич Туманов, купец второй гильдии, в 1871 году (по другим данным в 1869 году) открыл Никольский кирпичный завод, а через несколько лет Знаменский – возле деревни Аксиньино, существовавшей на месте современной станции метро Водный стадион. Производство отнюдь не кустарное: для сокращения расходов на обжиг Туманов специально выкупил болото в районе современного посёлка Менделеево, где освоил торфоразработку. В 1890 году на Никольском кирпичном заводе работало в зависимости от сезона от 80 до 500 человек. Кирпичи имели фирменную маркировку: «ТУМ.», продавались на Триумфальной площади Первопрестольной. Дело к тому времени уже шло превосходно, судя хотя бы по тому, что в 1888 году купец смог себе позволить выкупить за 24 тысячи рублей 60 десятин Кривого оврага у сельца Воронцова для строительства кирпичного завода – у южных окраин Москвы. Там тоже было построено два кирпичных завода и развёрнута торговля у Калужской заставы.

В районе Химки-Ховрино до революции помимо Никольского действовали кирпичные заводы в деревнях Вашутино – с 1896 года, Барашки – с 1901 года, Филино – с 1905 года, Кобылья Лужа – с 1909 года. Но ни один из них не мог соперничать с Тумановским, обеспечивая лишь нужды местных дачников, которые активно стали строиться на химкинской земле в начале ХХ века. А Пётр Туманов был одним из основных поставщиков кирпича при строительстве Верхних Торговых рядов (нынешний ГУМ). Впрочем, что-то в итоге не заладилось у купца: в 1909 году на Никольском кирпичном заводе числилось всего 11 работников, а вскоре предприятие и вовсе перешло в собственность к Товариществу И.Н. Воронина. С другой стороны, Никольский кирпичный завод оказался единственным, чья история продолжилась после революции.

Кирпичное производство в окрестностях Химок возродилось в самом начале 1920-х. К Никольскому кирпичному заводу от Окружной железной дороги были построены или восстановлены железнодорожные пути. По огромной территории бегала собственная узкоколейка, пересекавшая Ленинградку вторым уровнем. Серьёзная модернизация производства была осуществлена на рубеже 1920-30-х годов. Кирпичный завод полностью электрифицировали, установили печи новых конструкций. Строительство канала Москва – Волга несколько сократило производственные площади, но дало огромные ресурсы глины, пригодной к переработке. Заводская железная дорога использовалась и для доставки каналоармейцев из барачного посёлка Ново-Никольское к будущему Северному порту, и для вывоза оттуда производственного сырья.

В 1939 году Химки получили статус города, и Никольское вошло в состав Химкинского района. Логично, что для строительства первых кирпичных домов использовалась продукция отсюда. Трудно судить о качестве кирпича, поскольку здания 1930-50-х либо оштукатурены, либо облицованы шамотной плиткой, но все они живы и по-прежнему образуют красивый ансамбль, правда, в кольце безликих современных многоэтажек, пожирающих всё, что соразмерно человеку. Однажды Никольский кирпичный завод прославился и во всесоюзном масштабе. Произошло это в 1946 году, когда мастер обжига товарищ Мазов выдал здесь рекордные 900 кирпичей в месяц с квадратного метра печи. Впрочем, тут же подсуетились стахановцы других заводов, и хотя Мазову в 1947 году удалось перевалить за тысячу, лидерство перехватили воронежцы.

К VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов 1957 года власти решили разбить символический памятный парк. Место определили возле Ленинградского шоссе напротив парка Северного речного вокзала. Территорию речного порта до постройки канала имени Москвы занимали производственные цеха Никольского кирпичного завода, а в нынешнем парке Дружбы располагались многочисленные карьеры. К середине 50-х многие из них числились отработанными и были затоплены. Чистейшая вода отлично подходила для купание, а запущенный карась позволял отдых с удочкой. Современные посетители парка Дружбы и не догадываются, что живописные Фестивальные пруды имеют не просто искусственное, а изначально техногенное происхождение. Сразу после фестиваля Никольское, Аксиньино, Головино и прочие посёлки по левому берегу канала и Химкинского водохранилища отошли к Москве. Здесь бурно началась городская застройка. В 1964 году были сданы сразу три станции метро низкого заглубления: Войковская, Водный стадион и Речной вокзал. Строили их открытым способом по разобранной железнодорожной линии Никольского кирпичного завода, а поднятая глина становилась сырьём для постоянно растущих строительных нужд.

Тогда кирпичный завод был вполне уместным на данной территории: вокруг размещались многочисленные объекты промышленности, аккуратное, не лишённое изящества здание заводоуправления дополнялось фонтаном и клумбами. Но карьеров становилось всё меньше, оборудование старело, менялся облик и социальная ориентация севера Москвы. Поэтому постановление столичного правительства от 17 марта 1998 года было абсолютно закономерным: кирпичный завод сделал своё дело, его продукция продолжает жить в стенах окрестных домов, даря людям комфорт и уют. И важно, чтоб современные небоскрёбы вытесняли исключительно отжившие промзоны, но не исторические кварталы, в которых выросли поколения людей.

Поделитесь с друзьями:
Наверх