Каро Семёнович Алабян

Жильё на улице Алабяна в Москве всегда считалось престижным: квартиры добротные, район удобно расположен и имеет удачную застройку. Последнее время новости регулярно упоминают строящийся Алабяно-Балтийский тоннель под Ленинградским проспектом. При этом подавляющее большинство москвичей затруднятся ответить, кем же был армянин, в честь которого 7 августа 1959 года получил постоянное название Проектируемый проезд 971. А между тем именно Каро Семёнович Алабян создал генплан района «Сокол».

Все отлично знают построенный им Театр Красной Армии, павильон Армянской ССР на ВСХВ, Дом пионеров. Алабян был основателем и первым руководителем Союза архитекторов СССР, ответственным редактором журнала «Архитектура СССР». Безусловно, это одна из наиболее ярких личностей своей эпохи.

Его коснулись все перипетии, в которых оказывалась страна. Родился Каро в 1897 году в бедной армянской семье в деревушке возле азербайджанского города Гянджа. В девять лет остался без отца, с 15 лет стал подрабатывать репетитором, художником-плакатистом, разнорабочим. Параллельно учился в Армянской духовной семинарии Нерсисяна в Тифлисе. Там же сдружился с одноклассником Анастасом Микояном. В 1917 году Каро вступил в Тифлисскую подпольную организацию ВКП(б), в годы Гражданской войны воевал вместе с Микояном и однажды вынес раненого друга с поля боя. Вместе они и перебрались из Тифлиса в Москву.

С 1923 года начался путь Каро Алабяна в архитектуру. Он поступил на архитектурное отделение ВХУТЕМАС, по окончании которого вернулся в Армению, где тогда бурно развивалось капитальное строительство. Сразу возглавил Госпроект и создал множество кирпичных домов, сохранившихся по сей день. Одновременно преподавал в Ереванском политехе. В Армении сложилось его архитектурное кредо: непременно стремиться к новаторству, используя весь опыт мировой архитектуры и местные традиции. С 1929 по начало 1931 года Алабян смог не только создать гармоничный ансамбль города, но и выстроить новую архитектурную школу, проявив себя незаурядным организатором.

В 1931-м Каро Семёнович вернулся в Москву. Здесь он сразу же принял участие в конкурсе на проектирование Дворца Советов и в первом туре получил главную премию. А уже на следующий год ему было поручено организовать Союз архитекторов СССР. Совмещая творческую и организаторскую работу, Алабян вышел и на международную арену. В 1936 году Британский Королевский институт избрал его своим почётным членкором, следом – гран-при на Международной выставке науки и техники в Париже. А в 1939 году Алабян руководил строительством советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Удивительно, но архитектор, проживший там меньше года и построивший павильон своей страны (совсем не дружественной Америке), был за эту работу удостоен звания Почётный гражданин Нью-Йорка.

Конец 30-х вошёл в историю как разгул кровавых репрессий. Но перегруженный работой Алабян умудрялся отслеживать судьбы коллег и знакомых, и спас многих от лагерей или голодной смерти. Так, его вхутемасовские однокурсники Г. Кочар и М. Мазманян из-под ареста по указанию Алабяна были отправлены на Крайний Север – проектировать Норильск. А выдающийся архитектор Константин Мельников, отлучённый от профессии в 1941 году, получил алабяновский заказ на проектирование главных ворот Дома творчества архитекторов. В годы войны Каро Алабян возглавлял проектно-маскировочную мастерскую, благодаря которой от бомбардировок были спасены многие оборонные предприятия и архитектурные шедевры. С приходом победы, ему поручили разработку генплана восстановления Сталинграда. В это же время он проектирует здание Академии наук в Ереване, правительственный центр в городе Фрунзе, признанный шедевр – морской вокзал в Сочи.

Первая жена архитектора умерла в 1947-м. Год спустя на одном из вечеров, которые устраивал у себя дома его давний друг режиссёр Рубен Симонов, Каро Семёнович познакомился со всесоюзной любимицей Людмилой Целиковской. По воспоминаниям современников, Алабян был очень обаятельным мужчиной, обладал прекрасным голосом, положение в обществе занимал видное, а главное – сразу влюбился в актрису. Но Целиковская была замужем за известным всей стране актёром Михаилом Жаровым. Однако с первой женой у Алабяна детей не было, у Целиковской с Жаровым в этом плане тоже ничего не получалось… Так или иначе, но архитектор и актриса в том же году сыграли свадьбу, а в 1949-м у них родился сын.

Казалось бы, вот он красивый хэппи-энд. Отнюдь. После войны Алабян был одним из проектировщиков высоток. Прекрасные кирпичные дома-дворцы, разумеется, вдохновляли зодчего. Но однажды в 1951 году на совещании Берия в числе преимущества высотных зданий подчеркнул их экономичность. Алабян с места возразил, что дешёвыми подобные сооружения быть не могут. «Будут!» – огрызнулся Лаврентий Павлович. После чего Алабяна вывели из состава авторов, сместил с постов. Курирующий строительную отрасль Берия приказал Алабяну принять к себе в мастерскую на работу человека, который вскоре оказался «японским шпионом». Готовился большой процесс против космополитов, одна из ключевых ролей в котором выделялась Алабяну. В курсе дел был Анастас Микоян, который срочно вызвал Каро к себе и вручил ему на утренний самолёт билет до Еревана – с направлением на работу «по поднятию национальных культурных кадров». Алабян, у которого в Москве остались любимая жена и двухлетний сын, тогда затаил на друга обиду, не понимая, что тот спас ему жизнь, как сам Каро Анастасу во время гражданской войны.

В Москву Алабян смог вернуться после смерти Сталина и ареста Берии. Он уже не являлся депутатом Верховного Совета СССР, был отлучён от Академии архитектуры. Ему поручили руководство мастерской в Моспроекте, которая занималась застройкой Ленинградского проспекта и проектированием района Химки – Ховрино. На современной улице Алабяна по чётной стороне с середины 1920-х годов существует посёлок Сокол. В 1951-м там же появились две кирпичные девятиэтажки (изначально они относились к Песчаной улице). По нечётной стороне Алабян спроектировал четыре комфортабельных жилых дома, которые были возведены в кирпиче в конце 1950-х – начале 1960-х годов.

Умер Каро Семёнович Алабян в январе 1959 года от рака лёгких. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, из Армении для памятника была привезена глыба серого гранита. Впрочем, главный памятник зодчему – его постройки. Которые продолжают жить и позволяют новым поколениям архитекторов постигать суть профессии.

Поделитесь с друзьями:
Наверх