Пожарная каланча

Пожарная каланча в центре Волгограда выглядит ярким осколком старого Царицына. Изящное здание оригинальной конструкции из красного кирпича с богато декорированным фасадом притягивает к себе внимание, когда поезд из Москвы на малом ходу маневрирует к вокзалу. Внушительная башня на фоне массивных сталинок смотрится изящной миниатюрой, хотя в своё время была своеобразным небоскрёбом.

Бурное развитие Царицына началось с середины XIX века, когда пароходы стали теснить бурлаков, а через город прошла железная дорога. Веком раньше свободолюбивая казачья крепость была уничтожена пожаром и, хотя город получил мощные укрепления (его не смог взять Емельян Пугачёв), в социально-экономическом плане он влачил жалкое существование. О Царицыне конца XIX века энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщал следующее: «Много новых домов хорошей архитектуры, масса роскошных магазинов, гостиницы, рестораны, несколько клубов, телефон – и наряду с этим полнейшее неблагоустройство: улицы плохо или совершенно немощёные, пыль в сухое и грязь в дождливое время». К тому времени окончательно обветшала старая деревянная каланча, и городские власти в 1891 году приняли решение возвести новую, соответствующую самым современным требованиям к столь значимым сооружениям.

Пожарная каланча в центре Волгограда выглядит ярким осколком старого Царицына.Комплекс был сдан в 1897 году и включал в себя помимо 45-метровой каланчи семь пожарных депо, конюшни, казарму-общежитие, библиотеку и ломбард. Из общежития на втором этаже были проёмы в депо, оборудованные отполированными шестами — чтобы команда могла выехать незамедлительно по сигналу тревоги. На инженерные коммуникации власти не поскупились. Каланча стала одним из первых городских объектов, где ввели центральное отопление от угольных калориферов, было внедрено автономное водоснабжение и канализация. Впрочем, условия быта и зарплату пожарных правильно будет назвать символическими.

Царицын, поддержавший в своё время Стеньку Разина, Кондратия Булавина и нескольких менее известных самозванцев, горячо приветствовал Октябрьскую революцию. От здания каланчи на фронт двигались многочисленные красноармейцы, а со смотровой площадки, вероятно, открывался захватывающий вид на «ковыльные степи в огне». В начале 1920-х, когда жизнь вернулась в мирное русло, конюшни заняли пожарные автомобили.

Необходимость в каланче отпала в 1930-х. По городу раскинулась широкая сеть телефонных проводов, здания, соответствующие новому названию — Сталинграду — потянулись ввысь, закрывая обзор, затрудняя обзор с вышки, да и возводились в кирпиче, который исключал распространение пламени на соседние постройки. Неподалёку вырос областной исполком, а после убийства Кирова бдительность стала превыше всего, и удобную для снайперов башню наскоро демонтировали.

После Сталинградской битвы в городе не было ни одного уцелевшего дома. Серьёзно пострадала и пожарная часть, от которой, по сути, остался лишь выгоревший остов. Но добротный кирпичный дом в конце 1940-х восстановили. Вместо пожарных сюда вселили спортклуб «Строитель», а потом добровольное спортивное общество «Труд». Правда для того, чтобы в бывшем депо и конюшнях оборудовать спортзал, строителям потребовалось снести часть несущих конструкций.

Смена собственников произошла после распада Советского Союза. Представительное здание в центре города выкупили молодые горячие банкиры. Доподлинно неизвестно, возникли у ребят проблемы с конкурентами или налоговиками, а может сами они хотели снять наличность под шумок или получить деньги за страховой случай... Так или иначе, в 1995 году бывшая пожарная часть вновь выгорела изнутри до основанья. Несколько лет руины пустовали, демонстрируя неколебимую мощь кирпичной кладки, напряжённые мышцы оснований арочных сводов и масштаб внутреннего объёма. А к столетию с момента постройки то, что от неё осталось, было передано Управлению автомобильных дорог и «Волгоградавтодору».

Редкий для новейшей российской истории случай, когда к вопросу реставрации заказчики подошли серьёзно. По-хорошему, от них требовалось лишь оборудовать пространство под свои нужды... Вместо этого дорожные строители организовали профессиональное исследование здания, архивов, музейных документов. Руководствовались в том числе и желанием — возродить памятник в изначальном внешнем виде, приспособив его под свои нужды. Разумеется, не было речи о передвижении между этажами при помощи шеста, зато хотелось вписать в план мансардный этаж.

Оценка несущей способности фундамента показала возможность компактной надстройки, ведь толщина кладки у основания здания достигает метровой толщины, а некогда просторный холодный чердак допускает невидимую с нулевого уровня трансформацию. Правда, в процессе исследований был перебит не обозначенный на картах кабель, который оказался отнюдь не забытым. В итоге мансардный этаж стал компенсацией за первый, на который сразу предъявили права федеральные структуры, невесть как допустившие сюда несколькими годами раньше коммерческий банк.

Здание восстанавливали тщательно. Даже новоделанную башню воспроизводили тычковой кладкой — способом, когда лицевой кирпич выходит наружу исключительно торцом — как это было принято в дореволюционном Царицыне. Досконально повторили все элементы декора из отёсанного кирпича...

Со смотровой площадки, находящейся на тридцатиметровой высоте, открывается прекрасный обзор центральной части города – вокзала, гостиничной площади, поймы реки Царицы(а город изначально был назван в её честь — «жёлтая вода»), зданий, выстроенных немецкими военнопленными. Одно из них, сегодня принадлежащее больнице, согласно легенде, изначально в плане выглядело как свастика. В хорошую погоду с каланчи просматриваются даже силуэты Волжского – города, обслуживающего ГЭС и расположенного на другой стороне реки в полусотне километрах от центра Волгограда. Разве что состояние дорог отсюда кажется менее удручающим, чем описано в словаре Брокгауза. Редкий случай, когда большое попросту стирается на расстоянии...

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх