Изначально на месте храма Василия Блаженного была деревянная Троицкая церковь. Во время Казанского похода Ивана Грозного к ней пристраивались отдельные приделы, называемые в честь святых, на дни памяти которых приходились крупные победы русских войск. Идея увековечить победу монументальным храмом-памятником, вероятно, принадлежала митрополиту Макарию. Строили собор легендарные Барма и Постник — скорее всего, псковские зодчие. История, покрытая мраком: по одним летописям их было два, по другим — Барма — это Постников сын, по третьим — начинали оба, а через год Постник отправился возводить кремль в Казани. Самая известная легенда гласит, что Иван Грозный по завершении строительства велел ослепить зодчих, дабы они не создали где-нибудь ещё столь совершенный храм. Впрочем, к реальной истории данный фольклор отношения не имеет.
Покровский собор стоит у южной оконечности Красной площади без подвала. Первый ярус составляют массивные подклеты. Толщина кладки у основания достигает трёх метров. Система продухов не позволяет влаге скапливаться в помещениях и создаёт прекрасный микроклимат, благодаря чему подклеты эффективно использовались для хранения ценностей. Конструкция северного подклета и вовсе уникальна для своего времени: здесь коробовый свод держится на стенах без поддерживающих столбов. В 1588 году на первом ярусе была оборудована церковь канонизированного Василия Блаженного над могилой юродивого.
Второй этаж собора объединяет в себе девять церквей. Центральная Покровская церковь увенчана каменным шатром, вокруг неё располагается обходная галерея и восемь храмов с собственными главами, создающие замысловатый силуэт собора. Доминирующим мотивом является чередование восьмериков и полукружий, которое усиливает динамику конструкции. Сегодня трудно представить, что галереи изначально были открытыми, наружные стены белёными, а купола золотыми... Впрочем, ансамбль собора складывался на протяжении веков, сохраняя не столько исторический образ, сколько представления позднейших зодчих о том, как должен был выглядеть храм-терем времён Ивана Грозного.
Как бы то ни было, в убранстве Покровского собора сохранилось достаточно много кирпича времён Бармы и Постника. Резные порталы-входы сложены из лекальных кирпичей в процессе стройки, причём объёмный декор выполнялся на месте. Пол галереи кирпичный «в ёлку» выстлан более тёмными и устойчивыми к истиранию кирпичами, которые чем-то сродни современному клинкеру. Свод перекрыт плоским кирпичным потолком, который был крайне сложным в воплощении. Для его устройства множество мелких кирпичиков укладывали в форме кессонов, рёбра которых выводили фигурным кирпичом. Напольная кладка преимущественно напоминает современный паркет, хотя есть залы, выложенные «в розетку». Стены где-то были расписаны, где-то не облицованы, а местами оштукатурены и покрыты росписью, имитирующей кирпичную кладку в натуральную величину. В Троицкой церкви, находящейся с восточной стороны Покровского собора, сохранилась в своде купола выложенная маломерным кирпичом спираль — символ вечности. А ниже в стены вмонтированы голосники — глиняные сосуды, выполняющие роль резонаторов.
в убранстве Покровского собора сохранилось достаточно много кирпича времён Бармы и Постника.
Сегодня храм Василия Блаженного не кажется огромным. Однако вплоть до возведения в Кремле колокольни Ивана Великого, именно он был самым высоким зданием Москвы. 65 метров — это примерный размер современной 20-этажки. Впрочем, из-за обилия кирпичных кружев на фасаде, чёткой пропорциональности и удачному расположению, он является именно украшением места, не конфликтуя с кремлёвским ансамблем.
Не удивительно, что храм, не имеющий аналогов в мировой архитектуре, поражал современников — как русских, так и иностранцев. Размах и сама концептуальная задумка были в духе времени и особенностей личности Ивана Грозного. Встречать царя из похода собрался весь город. Очевидцы писали, что ничего подобного прежде не бывало: всеобщее ликование, Иван Грозный в центре войска. Покровский собор стал одним из этапов продвижения концепции «Москва — третий Рим». Как отмечал выдающийся историк искусств Михаил Ильин, именно поэтому церковь, находящаяся непосредственно при входе на второй ярус названа в честь Входа в Иерусалим — праздника, никак не связанного с победами в Казанском походе. Весь собор задумывался в качестве небесного Иерусалима — города-идеала, сказки, которую стремился сделать былью православный самодержец.
Храм Василия Блаженного исторически не любили иноземные завоеватели. Его разграбили при Лжедмитрии, Наполеон устроил здесь конюшни, а при отступлении хотел взорвать. Зато в советские времена Покровский собор стал едва ли не единственным культовым сооружением, который систематически реставрировался с 1923 года. Правда, бытуют легенды, что в середине 1930-х его хотели-таки снести. По одной версии, он мешал движению техники на парадах, Петру Барановскому было дано указание изъять из здания ценности, на что он ответил телеграммой, в которой пригрозил покончить с собой. В 1933-м году Барановский действительно получил три года лагерей, но о связи этого дела с заступничеством за храм Василия Блаженного документальных свидетельств нет. По другой легенде, Лазарь Каганович предлагал у южной оконечности Красной площади разместить одну из станций метрополитена. Представляя Сталину макет реконструкции, он снял с плана Покровский собор, на что Иосиф Виссарионович процедил в усы: «Лазарь, поставь на место!»<p></p>
Кирпичные кружева Василия Блаженного
На днях, 12 июля 2011 года, Покровский собор на Красной площади отметил 450-летие. Уникальный храм-терем по праву считается одним из символов России. Менее известно, что при его строительстве были использованы практически все возможности кирпича и способы кладки, то есть собор является не только архитектурным шедевром, но и памятником строительного мастерства.
Поделитесь с друзьями: