Мавзолей Саманидов

При вспоминании об исламской архитектуре прежде всего представляют себе глазурованный цветной фаянс, которым облицовывались купола-луковки и вздымающиеся ввысь минареты. Однако, глазурованные кирпичи и купола-луковки – более поздние изобретения. Ранняя исламская архитектура отталкивалась от более древних традиций.

Созданная Магометом (около 570-632 гг.) около 620 г. религия очень быстро распространилась, завоевав в 644 г. весь аравийский полуостров. В 732 г. большая часть сегодняшней Испании, Северной Африки, Персии, Узбекистана, Афганистана и части Пакистана управлялись исламскими халифами, царства которых простирались от Атлантического океана до Индии. В ходе этой экспансии ислам сталкивался с многочисленными культурами, вбирая в себя их ремесленное искусство. К завоеванным народам относились также Сасаниды, правившие Персией в течение 250 лет. В их столице Ктесифоне, недалеко от иракской столицы Багдад сегодня, стоял построенный из обожжённых камней дворец, который причисляли к одному из семи чудес света. Сегодня сохранились только обломки этого монументального сооружения, но даже они производят потрясающее впечатление, ведь там находится самый большой в мире свод из обожжённого кирпича с пролетом 25,3 м. Там, где имелось много природного камня в виде строительного материала, именно он и использовался в ранней исламской архитектуре; в других случаях строители прибегали к технологиям Сасанидских и византийский каменщиков.

Наиболее крупными памятниками кирпичной архитектуры того времени являются: пустынный дворец Омахидов, а именно Мшатты, в Иордании (743-744 гг.), дворец-крепость Ушайдир в Ираке (около 750-800 гг.) и построенная халифом аль-Мутавваки Большая мечеть в Самарре (848-852 гг.). Следуя византийским и Сасанидским образцам, кирпичи этих сооружений были чаще всего квадратными. Из необожжённых и обожжённых кирпичей сооружались толстые, прекрасно оформленные стены.

Исламские зодчие с самого начала стремились к богатой декорации культовых сооружений. Закон о живописи запрещал изображать какие-либо живые существа. Этот запрет привел к созданию изысканных и сложных абстрактных узоров. Претворение в жизнь этих узоров до появления керамических плиток ставило перед зодчими огромную задачу. Природный камень, который не везде был под руками, не так просто обтесывался, с деревом в большинстве арабских стран также были проблемы. Решение заключалось в создании узоров на базе гипсового или известкового растворов или их процарапывании, как это видно на фасаде мечети Магоки-Аттари в Бухаре, где, кроме всего прочего, использовались специально сформованные или обтесанные обожжённые кирпичи. Самым роскошным и фантастическим примером этого вида декора является мавзолей Саманидов в Бухаре.

Мавзолей Саманидов является одним из древнейших мавзолеев ислама и вообще одним из самых роскошных памятников кирпичного зодчества. Он сохранился без разрушений главным образом потому, что был погребен песком и другими зданиями; его обнаружил в 1934 г. советский археолог Шишкин. По легенде красота этого сооружения произвела на монголов, завоевавших Бухару в марте 1220 г., такое сильное впечатление, что они пощадили его, но сожгли при этом весь город.

Пророк Магомет, возражавший, якобы, против гробниц любого вида для мусульман, повелел, что мусульман следует хоронить головой на Восток по направлению к Мекке в простом гробу, который следует помечать простым камнем. Вне всякого сомнения, этот вид погребения имел огромное значение для арабских кочевников в ранние годы – не в последнюю очередь как знак отличия от христиан и других религий. Но этому запрету не удалось продержаться длительное время, так как во многих из завоеванных исламом культур наличествовала традиция почитания монарха в форме могильных сооружений, традиция, которой было не так просто пренебречь. Сначала ограничились могильниками только для халифов, начиная с халифа аль Мунтазир в Самарре в 862 г., но эта тенденция постепенно распространилась на все исламские страны Востока. Сегодня считается абсолютно точным, что мавзолей Саманидов был построен во время правления царя Саманидов Исмаила, правившего в 862-097 гг. Документы свидетельствуют, что Исмаил купил в этой части города участок для гробницы своего отца Ахмада ибн Асада. В результате всего этого в мавзолее оказалось три саркофага – один - Ахмада ибн Асада, еще один – самого Исмаила, и третий – его племянника Наср ибн Ахмада, правившего в 914-942 гг.

Построенное Исмаилом сооружение довольно маленькое – длина боковой стены – 10,8 м. Оно кубической формы и состоит из прямоугольных обожжённых кирпичей песочного цвета форматом 220-260 х 220-260 х 40 мм, уложенных со швом толщиной 10 мм. Наряду с этими стандартными кирпичами применялись специально сформованные элементы из обожжённой глины, а также большие декоративные элементы, такие как крученые колонны. Исследования показали, что многие из этих кирпичей обтесывались после обжига. Отдельные элементы – очень простые, но самым удивительным является то, как архитектору удалось скомбинировать это небольшое количество разных строительных элементов, создав при этом впечатление их огромного разнообразия и изысканности. Плетеный узор наружной стены улавливает свет и при постоянно меняющемся угле падения лучей кажется, что он двигается вместе с солнцем. Игра света и тени вызывает прямо-таки магический эффект.

Сооружение является ранним примером нового решения проблемы помещения круглого купола на здание квадратной планировки. Купол покоится на четырех арках. Эта чортак (система из четырех арок) была тогда революционной, ее часто повторяли. Переход к куполу скрывается снаружи галереей с десятью аркадными проемами на каждой стороне. Эти проемы являются единственным источниками освещения помещения. Купол символизирует небо, куб – каабу в Мекке и земной мир, а оба вместе представляют Вселенную.

Поделитесь с друзьями:
Наверх