История создания тротуарной плитки

Первые каменные мостовые появились в Древнем Риме. Для создания дорог использовался рабский труд, но именно коммуникации обеспечили могущество Римской империи. Европа, унаследовав античную культуру, много сил положила на развитие дорог. Но реальный прорыв был сделан лишь в начале XIX века с изобретением клинкерной тротуарной плитки. Клинкерная брусчатка стала первым рукотворным материалом, который сопоставим, а порой и превосходит по прочности натуральный камень. При этом, в отличие от булыжной мостовой, покрытие получается комфортным для передвижения, а в отличие от тёсаной гранитной брусчатки — гораздо более дешёвым.

Клинкерная тротуарная плитка занимает особое место в семействе строительной керамики. Если кирпич и черепица известны человечеству не одну тысячу лет, то создание клинкера стало возможным только благодаря развитию инженерной мысли и совершенствованию технологий. Сырьём для производства тротуарной плитки служат высокопластичные сланцевый глины, которые тщательно замешиваются для достижения определённого химического состава и однородности массы. Обжиг клинкера происходит при температуре 1200-1300°С, когда плавится не только кварц, но и металлические окиси. В результате происходит полное спекание массы без остекловывания поверхности, а тротуарная плитка приобретает великолепные физико-механические свойства.

Залежи клинкерных глин обнаружили западноевропейцы. Первыми предпринимали попытки найти замену тяжёлому в обработке природному камню датчане, но увенчались успехом опыты в Голландии, откуда клинкерная тротуарная плитка быстро распространилась по другим странам. Надо сказать, что в XIX веке было придумано много новых дорожных покрытий, одни из которых используются по сей день, другие стали достоянием истории. Так привычный асфальт трудно отвоёвывал место на рынке: зимой в гололедицу на нём частенько падали лошади, в жару подкованные копыта безнадёжно портили размякшее покрытие... А вот оригинальная дорожная одежда из чугуна, вызывавшая восторженные отклики современников, так и не прижилась.

Как ни странно, клинкерная тротуарная плитка не была по достоинству оценена в России. Хотя ничего удивительного в этом нет: в XIX веке все силы были брошены на строительство железных дорог, а в городах либо по старинке устраивали деревянные мостовые, либо использовали местные материалы. Единственный успешный пример — перекрёсток Итальянской и Ланжероновской улиц в Одессе. Более 150 лет назад он был выложен песочно-жёлтой клинкерной плиткой в качестве эксперимента. История не получила дальнейшего развития, но брусчатка по сей день радует одесситов и гостей города — за полтора века она не растрескалась, не посерела от времени, лишь несколько брусков то ли выпали, то ли превратились в сувениры.

На протяжении ХХ века совершенствовалась технология изготовления тротуарной плитки. Заводы добились наилучших показателей по прочности и внешнему виду. Современная клинкерная тротуарная плитка — это не просто надёжное долговечное покрытие, а материал, позволяющий дизайнерам создать уникальный ландшафт, дорожки в котором служат гармоничной связью между домом и природой. Что касается технических характеристик, то клинкерная брусчатка способна выдерживать нагрузку до 800 кг на см², а это соизмеримо с прочностью гранита. Но в отличие от минералов, которые требуется добыть и обработать (а только стоимость алмазных абразивов превосходит по стоимости клинкерное сырьё), клинкерное производство не многим сложней кирпичного. Водопоглощение тротуарной брусчатки не превышает 6 %, а в лучших сериях имеет всего 2-3 %. Это значит, что тротуарная плитка способна безболезненно выдерживать до 300 циклов замораживания, чем не всегда может похвастаться и натуральный минерал, имеющий в своей структуре, особенно после резки, микротрещины. Поскольку клинкерная брусчатка может использоваться в самых разных условиях эксплуатации, её выпускают с надёжной противоскользящей рабочей поверхностью (R10-R12). Ещё одно важное свойство, связанное с плотностью и химическим составом клинкера — кислотоупорность. Едкая химия не может не только испортить структуру поверхности, но даже оставить на ней заметных следов.

По декоративным свойствам тротуарная плитка сегодня практически ничем не уступает облицовочному кирпичу. Десятки оттенков в полной цветовой гамме, гладкая или пёстрая поверхность, следы огня или сверкающий металлик — любой замысел может быть реализован без потерь и натяжек. В дополнение к клинкерной брусчатке предлагаются все необходимые доборные элементы: бордюры, ступени, трапециевидные бруски, позволяющие выкладывать окружности возле клумб, беседок, фонтанов или изгибы дорожек. Подобное разнообразие предлагают лишь производители тротуарной плитки на бетонной основе, но она в четыре раза уступает клинкеру по прочности, а по устойчивости к истиранию и вовсе в 40 раз.

Большой вес и малый формат клинкерной брусчатки максимально упрощают процесс укладки. Песчаная подложка в большинстве случаев эффективно обеспечивает естественный дренаж, заполнение стыков песчано-гравийной смесью превращает конструкцию в монолит, при этом не позволяет воде скапливаться на поверхности. Дорожки из клинкерной тротуарной плитки без труда повторяют сложные изгибы ландшафта, доставка и монтаж не требуют использования тяжёлой техники, то есть прокладывать их можно после проведения ландшафтных работ. Ещё проще обстоит дело с текущим обслуживанием. Обычный полив полностью удаляет с поверхности грязь, на дорожках можно использовать садовые пылесосы, а зимой снегоочистительную технику. При этом клинкерная брусчатка со временем не выцветает, плотная структура защищает материал от лишайников и мхов.

А вот сфера применения клинкерной тротуарной плитки практически не имеет ограничений. В Европе ей выкладывают площади перед административными зданиями и торговыми центрами, тротуары в бизнес-кварталах, пешеходные переходы, парковые дорожки. Но, разумеется, наиболее эффектно клинкер смотрится в загородных усадьбах. Здесь он наиболее адекватен среде, более того, тротуарная брусчатка позволяет максимально приблизить коттедж к природе. Во-первых, на ней не остаются следы масла, тормозной жидкости и прочих прелестей, которые нередко стекают с машины на парковке. Во-вторых, популярный щелевой клинкер превращает покрытие в гибрид дорожки и газона: прорези в брусках предназначены для грунта и газонной травки. Экологичный вид покрытия сполна соответствует и структуре материала — ведь тротуарная плитка состоит из натуральной глины, не накапливает и не выделяет каких-либо вредных веществ. При этом служить по человеческим меркам она может практически вечно, подобно натуральному камню. И в той же мере радовать глаз, не требуя усилий для поддержания комфорта...

Поделитесь с друзьями:

Посмотреть весь каталог тротуарной брусчатки

Тротуарная брусчатка
Наверх