Клинкерная тротуарная плитка занимает особое место в семействе строительной керамики. Если кирпич и черепица известны человечеству не одну тысячу лет, то создание клинкера стало возможным только благодаря развитию инженерной мысли и совершенствованию технологий. Сырьём для производства тротуарной плитки служат высокопластичные сланцевый глины, которые тщательно замешиваются для достижения определённого химического состава и однородности массы. Обжиг клинкера происходит при температуре 1200-1300°С, когда плавится не только кварц, но и металлические окиси. В результате происходит полное спекание массы без остекловывания поверхности, а тротуарная плитка приобретает великолепные физико-механические свойства.
Залежи клинкерных глин обнаружили западноевропейцы. Первыми предпринимали попытки найти замену тяжёлому в обработке природному камню датчане, но увенчались успехом опыты в Голландии, откуда клинкерная тротуарная плитка быстро распространилась по другим странам. Надо сказать, что в XIX веке было придумано много новых дорожных покрытий, одни из которых используются по сей день, другие стали достоянием истории. Так привычный асфальт трудно отвоёвывал место на рынке: зимой в гололедицу на нём частенько падали лошади, в жару подкованные копыта безнадёжно портили размякшее покрытие... А вот оригинальная дорожная одежда из чугуна, вызывавшая восторженные отклики современников, так и не прижилась.
Как ни странно, клинкерная тротуарная плитка не была по достоинству оценена в России. Хотя ничего удивительного в этом нет: в XIX веке все силы были брошены на строительство железных дорог, а в городах либо по старинке устраивали деревянные мостовые, либо использовали местные материалы. Единственный успешный пример — перекрёсток Итальянской и Ланжероновской улиц в Одессе. Более 150 лет назад он был выложен песочно-жёлтой клинкерной плиткой в качестве эксперимента. История не получила дальнейшего развития, но брусчатка по сей день радует одесситов и гостей города — за полтора века она не растрескалась, не посерела от времени, лишь несколько брусков то ли выпали, то ли превратились в сувениры.
На протяжении ХХ века совершенствовалась технология изготовления тротуарной плитки. Заводы добились наилучших показателей по прочности и внешнему виду. Современная клинкерная тротуарная плитка — это не просто надёжное долговечное покрытие, а материал, позволяющий дизайнерам создать уникальный ландшафт, дорожки в котором служат гармоничной связью между домом и природой. Что касается технических характеристик, то клинкерная брусчатка способна выдерживать нагрузку до 800 кг на см², а это соизмеримо с прочностью гранита. Но в отличие от минералов, которые требуется добыть и обработать (а только стоимость алмазных абразивов превосходит по стоимости клинкерное сырьё), клинкерное производство не многим сложней кирпичного. Водопоглощение тротуарной брусчатки не превышает 6 %, а в лучших сериях имеет всего 2-3 %. Это значит, что тротуарная плитка способна безболезненно выдерживать до 300 циклов замораживания, чем не всегда может похвастаться и натуральный минерал, имеющий в своей структуре, особенно после резки, микротрещины. Поскольку клинкерная брусчатка может использоваться в самых разных условиях эксплуатации, её выпускают с надёжной противоскользящей рабочей поверхностью (R10-R12). Ещё одно важное свойство, связанное с плотностью и химическим составом клинкера — кислотоупорность. Едкая химия не может не только испортить структуру поверхности, но даже оставить на ней заметных следов.
По декоративным свойствам тротуарная плитка сегодня практически ничем не уступает облицовочному кирпичу. Десятки оттенков в полной цветовой гамме, гладкая или пёстрая поверхность, следы огня или сверкающий металлик — любой замысел может быть реализован без потерь и натяжек. В дополнение к клинкерной брусчатке предлагаются все необходимые доборные элементы: бордюры, ступени, трапециевидные бруски, позволяющие выкладывать окружности возле клумб, беседок, фонтанов или изгибы дорожек. Подобное разнообразие предлагают лишь производители тротуарной плитки на бетонной основе, но она в четыре раза уступает клинкеру по прочности, а по устойчивости к истиранию и вовсе в 40 раз.
Большой вес и малый формат клинкерной брусчатки максимально упрощают процесс укладки. Песчаная подложка в большинстве случаев эффективно обеспечивает естественный дренаж, заполнение стыков песчано-гравийной смесью превращает конструкцию в монолит, при этом не позволяет воде скапливаться на поверхности. Дорожки из клинкерной тротуарной плитки без труда повторяют сложные изгибы ландшафта, доставка и монтаж не требуют использования тяжёлой техники, то есть прокладывать их можно после проведения ландшафтных работ. Ещё проще обстоит дело с текущим обслуживанием. Обычный полив полностью удаляет с поверхности грязь, на дорожках можно использовать садовые пылесосы, а зимой снегоочистительную технику. При этом клинкерная брусчатка со временем не выцветает, плотная структура защищает материал от лишайников и мхов.
А вот сфера применения клинкерной тротуарной плитки практически не имеет ограничений. В Европе ей выкладывают площади перед административными зданиями и торговыми центрами, тротуары в бизнес-кварталах, пешеходные переходы, парковые дорожки. Но, разумеется, наиболее эффектно клинкер смотрится в загородных усадьбах. Здесь он наиболее адекватен среде, более того, тротуарная брусчатка позволяет максимально приблизить коттедж к природе. Во-первых, на ней не остаются следы масла, тормозной жидкости и прочих прелестей, которые нередко стекают с машины на парковке. Во-вторых, популярный щелевой клинкер превращает покрытие в гибрид дорожки и газона: прорези в брусках предназначены для грунта и газонной травки. Экологичный вид покрытия сполна соответствует и структуре материала — ведь тротуарная плитка состоит из натуральной глины, не накапливает и не выделяет каких-либо вредных веществ. При этом служить по человеческим меркам она может практически вечно, подобно натуральному камню. И в той же мере радовать глаз, не требуя усилий для поддержания комфорта...