Каменщик в бронзе

Мы как-то привыкли, что каменщики увековечивают себя в собственных творениях: от кого остаются архитектурные образы, от кого прочные стены, от кого клейма на кирпичах, помнящих тепло рук мастера. А памятники из мрамора и бронзы хоть и достаются самым заслуженным, всё же служат скорее привязкой общественного достояния городов к конкретной личности автора. Хотя на то и правила, чтоб были исключения.

Рига. Старинная застройка узких, мощёных брусчаткой улочек. Кирпичные особнячки с обязательными дымоходами. Местным мастеровым не приходилось жаловаться на жизнь: их профессии всегда были в чести и востребованы. Кто-то лепил кирпич, кто-то возводил стены и печи, иные чистили трубы. Встретить трубочиста в Риге считалось доброй приметой. В 2007 году по проекту скульпторов Карлиса Иле и Гартиса Бурвиса была создана скульптурная группа Трубочист и каменщик, посвящённая традиционным ремёслам и хранителям старых традиций. Композиция включает бронзовые скульптуры на стилизованном постаменте из кирпича с лесенкой и дымоходной трубой. Установлен памятник на улице Мурниеку (Каменщицкая) в Латгальском предместье Риги, где традиционно селились латвийские ремесленники.

Казань. В грандиозном ансамбле сердца столицы Татарстана сплелись воедино архитектурные образы разных культур и эпох. Кремль отстраивали после похода Ивана Грозного татарские и русские мастера. В строительстве принимали участие лучшие каменщики. И получился шедевр, входящий в число культурных объектов ЮНЕСКО. Памятник зодчим кремля в Казани открылся в 2003 году в сквере у Благовещенского собора. Его авторы — скульпторы А.В. Головачёв и В.А. Дёмченко, архитектор Р.М. Забиров. Две фигуры — татарского придворного архитектора со свитком Ханского дворца и русского зодчего с чертежом Спасской башни — олицетворяют две важнейшие культуры, вокруг которых формировался ансамбль кремля.

Ростов-на-Дону. Город простирается очень широко и изобилует памятниками архитектуры. Несмотря на постоянно растущее население в центре сохраняется зелень и облагороженные скверы, в которых можно передохнуть от летней жары. Один из них — Парк Строителей. При входе оригинальная скульптурная композиция с русским богатырём, возводящим кирпичную лестницу. Памятник создан скульптором Дмитрием Лындиным совместно с архитектором Валерием Тарасенко. По постаменту прочерчена надпись: «Строителям-созидателям, покоряющим время». Меняются поколения былинных героев-мастеров, но возводимое ими здание держится на историческом фундаменте...

Норильск. Один из самых северных городов в мире. Его возводили для рабочих силами заключённых. Старые районы напоминают застройку Ленинграда: добротные сталинки, ровные проспекты. В те времена ещё не освоили технологию строительства на свайных фундаментах в условиях Крайнего Севера, поэтому мерзлоту вырубали на всю 15-метровую мощь. По состоянию кладки многих строений видно, что при 50-градусных морозах и сильнейших метелях даже кирпич отнюдь не вечен. Впрочем, центральные фасады поддерживаются в идеальном состоянии: их регулярно штукатурят и красят. На одном из них в 2002 году был установлен памятник строителям Норильска. Каменщик с голым торсом укладывает кирпичный свод. Снизу надпись: «Строителям Норильска, их мужеству и жизненной силе».

Йошкар-Ола. В столице Марийской республики каменщик с мастерком и кирпичом в руках появился в 2008 году возле офиса «Маригражданстроя». Идея установки принадлежит директору предприятия Геннадию Александрову. Наверно, скульптуру можно было бы считать сугубо корпоративной, но она пользуется популярностью у горожан и гостей Йошкар-Олы, а сам инициатор постройки считает, что монумент очень актуален для нашего времени. Ведь по подсчётам специалистов, один строитель даёт работу представителям около 70 других специальностей.

Красноярск. Здесь бронзовый каменщик в каске и с мастерком в руке появился в 2009 году по инициативе Владимира Егорова, руководителя строительной компании «Сибиряк». В конкурсе на проект скульптуры победил преподаватель Сибирского федерального университета Дмитрий Шавлыгин. По мнению создателей монумента, каменщик должен психологически поддержать представителей этой профессии, которые пострадали от кризиса и не всегда заслуженно страдают от сложившегося отрицательного общественного мнения.

Минск. Здесь, на комбинате силикатных изделий, появился памятник собственно кирпичу. Сооружение монументальное: сам кирпич, сделанный из белого мрамора, весит 600 кг, а его высота вместе с тележкой — полтора метра. Его открытие было приурочено к Дню строителя в 2010-м — как символ вековой истории предприятия, преемственности традиций, в качестве первоосновы и итога любой стройки.

Томск. Здесь местное «Карьероуправление» на прилегающей территории благоустроило новый сквер. А достопримечательностью стал бронзовый домовой Ларионыч, который беззаботно сидит на кирпичной печной трубе. Весёлый памятник однако является сложным техническим устройством. Домовой умеет разговаривать. Если ему пощекотать пятку, он попросит отойти, а вскоре разразится присказкой: «Дорогие томичи, покупайте кирпичи!»

Вичуга. Город в Ивановской области. Городской парк, обустроенный в советские времена и почти поглощённый природой. В нём, среди прочего, памятники каменщику с внушительным кирпичом на колене и рабочей с мастерком в руке. Подобных монументов тогда было во множестве: достаточно вспомнить аллею пионерского лагеря из фильма «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён».

Архангельск. Старинная кирпичная застройка вдоль набережной. Дальше от Северной Двины простирались болота, которые в 30-е годы застраивали бараками. После войны вновь наступила эпоха каменного зодчества. На улице Гоголя располагалось общежитие строителей. В 1950-е годы здесь появился памятник, возможно продублированный впоследствии в Вичуге и других местах. Прообразом стал бригадир каменщиков Егор Михайлович Баньковский — работник СМУ-2 строительно-монтажного треста № 1. Осушая болота и имея минимальное техническое оснащение, послевоенные строители метр за метром расширяли территорию города. Деревянное общежитие ветшало, потом сгорело. За бетонным памятником не ухаживали больше 35 лет. Осенью 2009-го монумент в аварийном состоянии демонтировали и передали для реставрации в ОАО «Отделстрой». Предполагалось отремонтировать его за три месяца и открыть на новом месте — возле строительного техникума. Состоялось ли в итоге открытие — неизвестно, ни одного официального сообщения на эту тему не появлялось...

Разумеется, подобная скульптура не являлась высоким искусством или памятью о творцах архитектурных шедевров. Банальная агитация — грубоватая, ориентированная на волонтёров строительства коммунизма. Впрочем, и она со временем становится достоянием истории, а значит памятником всем, кто, перевыполняя план по производству кирпича, возведению жилых домов и заводов, надеялся построить своё светлое будущее.

Поделитесь с друзьями:
Наверх