Керамические купола

Черепица под дождём становится ещё ярче. На фоне осеннего неба глазурь соперничает красками с умирающей листвой, поворачивает время не то что вспять, а устремляет ввысь: ведь листья в итоге падают на землю, а кровли, подобно птицам, тянутся к солнцу и небу...Говорят, что на Руси в строительном деле господствует дерево... Говорят, что черепичные кровли — чуждая нам вертикаль... Серебристый чешуйчатый лемех, позеленевшая медь, казённо-столичная позолота — вот первое, что исторически встречает гостя при подъезде к российскому  населённому пункту, не застроенному современными высотными монолитами... А так ли оно?

В Европе керамические кровли считаются оптимальными: они отлично держат тепло, не позволяя помещениям переохлаждаться или перегреваться. Они являются диэлектриками и не создают помех современным средствам связи. В Европе крыши, как правило, имеют чёткую лаконичную геометрию.

Люди позаимствовали структуру черепицы у природы: под чешуйчатым панцирем хвойные деревья, ананасы и прочая экзотика оберегают семена, рыбы — собственную жизнь, земноводные, если верить Дарвину, по-змеиному черепашьими шагами совершенствуют эволюционный процесс. Обожжённая глина и её производные — неизменные спутники человека на протяжении веков. Керамическая черепица, возраст которой составляет 5 тысяч лет, обнаружена и в Китае и на территории Древнего Вавилона.

При отсутствии механизации сделать мелкоформатные черепки объективно проще, чем любой листовой кровельный материал. Черепицу можно хоть поштучно доставлять на уровень кровли и легче надёжно крепить. Работать с ней в принципе могут и непрофессионалы, поскольку всегда есть место для допусков и отклонений от геометрии. Эти же особенности материала позволяют воплощать самые сложные и индивидуальные замыслы... Учитывая, что качественные строительные материалы никогда не были дешёвыми и общедоступными, черепица исторически стала атрибутом дворцово-храмовых доминант. Незнание законов физики приписывало черепичным кровлям в сознании простолюдинов и вовсе мистическое значение: их всегда обходила стороной небесная кара в виде разрядов молний.

Самый древний православный храм на территории современной России находится в городе Керчь. Церковь Иоанна Предтечи одновременно является и древнейшей из православных на территории Восточной Европы. В её основе — базилика VI века, надземная часть датируется X-XIII веками. Уникальный византийский памятник, переживший века. Разумеется, несущую основу здесь представляет тёсаный камень — наиболее доступный и простой в обработке крымский стройматериал. Загадочной является облицовка стен, где слоями горизонтально чередуются известняк и многослойная плинфа (подобный приём использовался на рубеже XIX-XX веков под ярлыком «псевдорусского» стиля без ссылок на источники). А шлемообразный купол облицован керамической черепицей, соответствующей по цвету плинфе и придающей всей постройке гармоничное единство на уровнях замысла, визуального образа, конструктивной прочности и долговечности.

На Русском Севере керамика применялась относительно редко, как правило, при строительстве монументальных храмов, княжеских резиденций, крепостных стен да торговых рядов. При этом обычные жилые дома, кровли и даже мостовые создавали из дерева — благо, строевого леса здесь было в избытке. Между тем, в XIII-XIV веках в Пскове получила распространение муравленная (поливная зелёная) черепица. Ею облицовывали купола храмов, её же использовали для декорирования барабанов. Именно псковские мастера  сперва при Иване III, а особенно царствование Ивана Грозного познакомили Москву с изразцами. На момент же зарождения этого направления в русском зодчестве центральные регионы страны находились под гнётом татаро-монгольского ига, и речи о развитии каких-либо промыслов здесь не было.  Зато Псков непосредственно граничил и активно развивал торговые отношения с Европой, где черепица уже была признанным строительным материалом.

Фасадная керамика получила широкое распространение в XVI веке. Московский кремль и храм Василия Блаженного, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, Старица... А вот черепичные купола в русском зодчестве вновь появляются в XVII веке. Ярославские мастера успешно используют керамику для завершения местных храмов, вероятно отсюда же черепица попадает на башни Ризоположенского монастыря в Суздале. А под самый конец века, в 1696 году, черепичная луковка увенчала надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа в московском Зачатьевском монастыре, возведённый на средства вельможи Петра I Андрея Римского-Корсакова. Яркий памятник нарышкинского барокко оказался здесь единственной культовой постройкой, которая не была разрушена в 1930-е годы.

Странно, что в петровскую и последующие эпохи, когда русская архитектура активно стала заимствовать западные формы, черепица не вошла в число востребованных материалов. Её эпизодические появления в более ранние времена в равной мере можно объяснить как европейским влиянием, так и национальным переосмыслением деревянного лемеха — менее долговечного в сравнении с керамикой, но тоже недешёвого (на обычные постройки всё-таки использовали дранку). При этом востребованность черепицы стала заметной, как ни странно, в конце XIX века, когда в архитектуре едва ли не доминирующим стал псевдорусский стиль. Черепичный купол тогда получил, в частности, православный храм в Ницце.

Сегодня кровельная керамика представлена на рынке в широчайшем ассортименте. Черепичные кровли украшают современные коттеджи, реставраторы подбирают аналоги для исторических памятников. В частности, не так давно был восстановлен купол надвратной церкви в Зачатьевском монастыре. А новые технологии позволили недавно возвести в Переделкино рядом с патриаршей резиденцией храм во имя благоверного князя Игоря Черниговского, увенчанный и вовсе фарфоровыми куполами...

Поделитесь с друзьями:
Наверх