Публикации на тему Производство кирпича в России
- Новости 23
- Архитектурный практикум 24
- Производство кирпича в России 17
- Технология строительства 14
- Архитектурная история 22
- Производители 4
- Материаловедение 25
Первый шаг для того, чтобы достойно оценить и охарактеризовать значение какой-нибудь вещи – как предмета повседневного пользования, так и произведения искусства – заключается в знании процесса изготовления и понимании причин, почему используется именно этот материал. Все это довольно сложно установить в вопросе с керамическим кирпичом, так как его производство и применение не всегда расположены в одном и том же месте, и в них каждый раз принимают участие разные люди.
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», – писала Анна Ахматова. Из каких промзон рождаются мегаполисы, знает каждый. С одной стороны, духота и безликость окраин неизбежны, с другой стороны, постепенно территории облагораживаются, жизнь берёт своё, а производства исчезают, становятся достоянием истории. Никольский кирпичный завод был ликвидирован в 1998 году – по Постановлению Правительства Москвы № 194: «в целях улучшения экологической обстановки в городе, обеспечения комплексного подхода к строительству и благоустройству Северного административного округа, в связи с проводимой реструктуризацией предприятий промышленности строительных материалов».
Основные направления развития частного кирпичного строительства, масштабы строительных работ, осуществлявшихся в первой четверти XVIII в. в Москве и провинции, состояли в прямой зависимости, с одной стороны, от потребностей и эстетических представлений заказчиков, размеров вкладываемых в тот или иной строительный проект денежных средств, с другой - отражали внутреннюю политику Петра 1, нашедшую свое воплощение и в архитектурно-градостроительном законодательстве, которое оказывало большое, а в отдельные годы определяющее воздействие на состояние строительного дела.
Подрядом в первой четверти XVIII в. строили здания самого разного назначения и, следовательно, их размеры, архитектура, отделка и декор отличались большим разнообразием. Создание каждой значительной постройки требовало решения широкого круга вопросов, связанных с привлечением мастеров разного профиля и квалификации, вспомогательной рабочей силы, обеспечением большого ассортимента стройматериалов.
Сооружение и отделка каменных зданий по частным заказам в Москве и за ее пределами, в вотчинных усадьбах землевладельцев, в первой четверти XVIII века происходили при участии большого круга наемных работников различных специальностей. Применение труда крепостных или дворовых по свидетельству рассмотренных подрядных встречалось только на подсобных работах или для транспортировки стройматериалов. Отсюда очевидно, что заказчики, не имея необходимого количества собственных специалистов в составе принадлежавших им крестьян, привлекали людей со стороны.
Заготовка стройматериалов - важнейшая задача, стоявшая перед организатором строительных работ из камня. В перечень основных материалов входили: кирпич, известь, белый камень, бут, черепица, песок, глина, подвязной и кружальный лес, дубовые связи, лежни и "железные припасы".В XVI-XVII в. заготавливать весь стройматериал было принято заблаговременно, до начала строительных работ, в начале XVIII в. в частном строительстве не было единого правила - закупки и изготовление кирпича, извести и других материалов происходили как до начала самих работ, так и в процессе их производства.
О русских изразцах эпохи Ивана Грозного всерьёз заговорили чуть больше 30 лет назад. Знали и раньше, но скупость материала не позволяла выдвигать даже гипотез. Цветные глазурованные изразцы появляются на нескольких ключевых объектах того времени. Это собор Покрова на Рву, Борисоглебский собор в Старице, Успенский собор в Дмитрове и великокняжеский дворец в Московском кремле (изразцы которого были обнаружены археологами во второй половине 1990-х).
- 1
- 2