Римская архитектура

Многие, хотя и не все монументальные сооружения из обожжённого кирпича, сохранившиеся из периода Римской империи, изначально снабжались штукатуркой или облицовывались мрамором. Во время правления Августа почти не было декоративной кладки. Как это часто бывает с инновациями, и здесь прошло какое-то время, пока обожжённый кирпич был принят без штукатурки и пока не претворились в жизнь новые технологии. Во 2-м тысячелетии после Р.Х., однако, в Риме возникли сооружения с изысканной декоративной кладкой из керамического кирпича.

Самый простой тип стены из обожжённого кирпича – массивная стена из кирпича. Этот тип был сравнительно редким в римской архитектуре и встречался при тонких стенах в толщину обожжённого кирпича (45 см и меньше), а также при кладке оконных и дверных проемов. Массивные стены из обожжённого кирпича встречаются так редко, что для этого способа не использовалось правильное латинское название. Опус тестацеум, что озвучит приблизительно как «стенная кладка из обожжённого кирпича», представляет собой в действительности бетонную стену, всего лишь облицованную обожжённым кирпичом. Этот способ строительства, а именно: кирпичная кладка с заполнением из литого бетона и последующей облицовкой обожжёнными кирпичами был самой широко распространенной техникой в Римской империи. С наружной стороны обожжённые кирпичи кажутся прямоугольными, но для облицовки фасадов они специально обтесывались. Сначала кирпичи разделяли на половинки, при этом они оставались более или менее прямоугольными, позднее перешли к разделению более крупных кирпичей на треугольники и укладыванию их в стену длинной стороной наружу. Бессалис, например, как правило, разделялся на половинки. В стенной кладке, таким образом, видимая сторона кирпича была длиной 282 мм. Из сесквипедалиса получалось четыре кирпича с длиной 443 мм, а из бипедалиса удавалось получить до восьми кирпичей длиной 425 мм. Чтобы края кирпичей были ровными, их обрабатывали пилой.

Опус цементициум, так называлась изобретенная римлянами бетонная кирпичная кладка. Бетон – смесь из сухого строительного раствора и вяжущих материалов (песка, гравия, крошки и шлаков). Римляне использовали известковый раствор. Известь получалась из известняка, пережигалась в печи при температуре около 1000 градусов Цельсия, затем смешивалась на строительной площадке с водой и гасилась. Витрувий и Плиний оставили нам довольно подробные описания. Хотя римляне были не первыми, кто начал использовать известковый раствор, но они уже тогда поняли, что он обладает свойством связывания щебня, что позволяло получать хороший строительный материал, а именно бетон.

Вторым крупным новшеством римлян была добавка в раствор пуццолана. Пуццолан – типичное гидравлическое вяжущее, схватывающееся и твердеющее под водой, тем самым, хорошо подходящее для строительства мостов и портовых сооружений. В смеси с известковым раствором оно делает его более стойким. Римляне открыли, что вулканический пепел из региона Поццуоли обладал именно таким воздействием. Пуццолан получил свое название по этому региону. Этим понятием называются с тех пор все гидравлические вяжущие средства. Таким же образом можно использовать кирпичную пыль, и римляне часто добавляли ее в раствор.

Стены, наполненные бетоном и обломками камней, возводились очень быстро. Часто применялась деревянная опалубка, которая удалялась после высыхания бетона. Технику опалубки римляне применяли, главным образом, при строительстве сводов и куполов , а стены все чаще облицовывались строительными кирпичами. Облицовка делалась чаще всего блоками из туфа, располагавшимися узором (опус ретикулатум), похожим на алмазную огранку. Туф, легкая вулканическая порода, очень похож на кирпичи, то есть, хотя можно было бы использовать и обожжённые глиняные блоки, нет никаких свидетельств тому, что они использовались для опуса ретикулатум.

Последний тип римской стенной кладки – опус максимум (слоистая кладка), понятие, не означающее ничего другого, кроме того, что стена складывалась из слоев разных материалов, обычно чередовались слои кирпича и камня. Каменный фасад включал в себя полосы из обожжённых кирпичей, идущие на всю глубину стены. При всех этих видах стенной кладки необходимо подчеркнуть, что кирпичи, как правило, резались, то есть с ними обращались как с камнями. Поставляемые на строительную площадку из обжиговой печи кирпичи рассматривались просто как блоки, которые перед укладкой в стену можно было делать более маленькими на строительной площадке.

Прекрасно сложенную кладку из обожжённого кирпича римляне украшали всевозможными маленькими фигурами. Иногда они использовали – как вавилоняне - сужающиеся к одному концу кирпичи, в результате чего видимая сторона шва выглядела тоньше. Много внимания они также уделяли конечной обработке швов. После завершения кладки наносился еще один слой раствора, техника, которую мы называем дополнительным заполнением швов. Сетка швов должны была выглядеть по возможности плоской, но иногда делались скошенные швы и вогнутые.

Наиболее впечатлительным, сохранившимся до наших дней примером декоративной архитектуры из обожжённого кирпича является рынок Траяна, построенный в период правления кесаря Траяна (98-117 гг. после Р.Х.), то есть почти сто лет спустя после Августа и Витрувия, он был построен около западного крыла Квиринала. Он соответствовал современному торговому центру с сотнями лавок на нескольких уровнях, до которых можно было добраться по аркадам и переходам. Весь комплекс походил на большой полукруг, который зеркальным образом замыкал расположенный на противолежащей стороне форум Траяна. В смотрящем в сторону форума фасаде на первом этаже находились лавки и аркадный ход на верхний этаж, где можно было попасть в другие лавки. Фасад был украшен пилястрами и фронтонами из обтесанного обожжённого кирпича, а также капителями и оконными проемами из мрамора.

Становление портового города Остия приходится на эпоху расцвета архитектуры из обожжённого кирпича. Почти все здания Остии были из обожжённого кирпича, на многих были изысканные орнаменты из обтесанных кирпичей, но, к сожалению, сохранилась всего лишь незначительная часть таких украшений. Наиболее впечатлительные примеры декоративной архитектуры из обожжённого кирпича остались на нескольких сохранившихся фасада лавок, главным образом на фасадах универсальных магазинов Хорреа Эпагатиана и Эпафродитиана, построенных Эпагатом и Эпафродитом, отпущенными на свободу рабами с Востока. Их имена нацарапаны на таблице над входом. Фасад состоит из тщательно обрезанных обожжённых кирпичей, соединенных между собой тонкими швами раствора. Когда-то на этом здании были еще два этажа, которые, скорее всего, были украшены таким же образом.

Зодчий Хорреа Эпагатиана был членом фабри тигуарии, гильдии плотников, насчитывавшей около 350 членов, главным образом, отпущенных на свободу рабов. Гильдии давали определенную защиту и безопасность. Но главнее было то, что коллегия осуществляла контроль за проведением строительных работ. В каждой гильдии господствовала строгая, почти военная дисциплина и были строгие правила. При помощи гильдий легче удавалось организовать рабочих, которые требовались для большой строительной площадки.

Эпоха расцвета декоративной римской архитектуры пришлась на второй век после Р.Х. Универсальные магазины в ости были построены именно в эту эпоху, равно как и сооружение, получившее в 17 веке название «храм Редикула». В новейшие времена его стали называть «Гробницей Аннии Региллы» (супруги Ирода Аттика), так как он находился рядом с виллой Ирода на Аппиевой дороге. Но и это можно оспорить. Строение, находящееся сегодня в частном саду, расположенном в боковой улочке, сложено очень интересным образом: там тщательно комбинировались обожжённые кирпичи двух цветов. Фасад сложен из светло-желтого обожжённого кирпича, в то время как декоративные детали сложены из красного кирпича. Римская кирпичная промышленность производила в то время специально изготовленные декоративные элементы.

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх