Арки из клинообразных кирпичей

Наиболее важной технической новинкой римлян была арка из клинообразных кирпичей. Арки из обожжённого кирпича были известны с самых начал строительного искусства, и ее форма появилась в результате сходящихся на конус швов. В то же время конструкция арок с клиновидными кирпичами являет собой – новое изобретение, возможно этрусского или греческого происхождения. Несмотря на все это, арки строились в основном их природных камней. Применение обожжённых кирпичей было настоящим вызовом зодчему.

Для создания каменных арок с равномерной толщиной швов использовались, как правило, обтесанные клином камни, стабилизировавшие конструкцию. И хотя римляне и строили арки из обтесанных клином природных камней, все-таки, большинство римских арок было сложено не из природного камня, а из обожжённых кирпичей – из двух больших, бипедальных кирпичей, поставленных на ребро; сходящиеся на конус (конические) швы делались из раствора. Иногда было достаточно одного кольца, но часто строились два или больше колец одно над другим, чтобы придать арке больше устойчивости. При помощи клиновидных швов арки конструировались очень просто. Большие, плоские кирпичи, которые обычно применялись римлянами, было трудно делать клиновидными, – в отличие от природного камня, который поддавался обтесыванию. Альтернатива заключалась в том, чтобы помещать кирпичи еще до обжига в коническую форму. Поэтому такие формы готовились по размеру, учитывающему соответствующую ширину пролета арки, как это имело место при строительстве Колизея.

Колизей или амфитеатр Флавиев, как его называли с самого начала, был начат строительством цезарем Веспасианом (время правления 69-79 гг.) и завершен в 80 г. после Р.Х. его сыном Титом (время правления 79-81 гг.). Название Колизей появляется впервые у Беды Венерабилиса (около 673-735 гг.), цитирующего старое пророчество: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; если Колизей падет, падет и Рим; но если падет Рим, падет и весь мир».

Колизей был первоначально полностью облицован мрамором из Травертина, который впоследствии был снят в средние века и в эпоху Ренессанса и использован для строительства других зданий. Основная конструкция сооружения состояла из бетона, который был облицован внутри керамическими кирпичами и туфом. Для минимизации веса массивного сооружения и максимизации доступного для прохода пространства была создана особая конструкция. Ядро сооружения пронизано арками и сводами, передающими давление вниз. Колизей представляет собой эллиптическое сооружение длиной 188 м, шириной 156 м. и высотой 50 м. В него входили через арку высотой 80 м., и затем по лестницам и проходам на зрительские трибуны.

Все арки обладают определенной глубиной, однако, наиболее глубокие арки называются сводами. Римские своды – как и все своды Колизея – строились из бетона. Благодаря его упругости, этот материал можно было использовать для конических структур и крестовых сводов – более простой метод по сравнению с обтесыванием камней или формованием кирпичей в особых формах. Многие своды Колизея сходятся на конус. Бетон заливался в деревянную опалубку, что делало создание подобных форм довольно простым делом. Обожжённый кирпич, в то же время, использовался для строительства простых арок, а также для того, чтобы придать сооружению особую устойчивость. Французский историк Шуази пишет в своем произведении о римском зодчестве, созданном в 1873 году, об использовании обожжённых кирпичей для ребер крестовых сводов римского Палатина – что указывает на более позднее использование ребер для крепления готических арок.

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх