Кирпич-черепицарф
для самых красивых домов

Тротуарная плитка из бетона

От брусчатки избавлялись быстро, без оглядки и жалости. Некогда отёсанные камни дробильно-сортировочные машины перемалывали в щебень, столь необходимый для производства современного асфальтобетона. Укатали всё, включая дорожки парков культуры и отдыха. Впрочем, уже к 1980-м годам процесс повернулся вспять, и вместо асфальта в пешеходных зонах коммунальщики стали выкладывать тротуарную плитку из бетона.

Пешеходная зона Леопольд I Эспланаде De Panne (Бельгия) выложена желтой тротуарной плиткой Kamenz размером 200х150х52 мм.
Подъез к дому выложен специальным газонным клинкером натурального красного цвета размером 240х115х71

У асфальта, при всех его плюсах, оказалось несколько существенных недостатков. Малейшее отклонение в устройстве поперечного профиля приводит к образованию луж. В жару битум плавится, и подошвы, особенно шпильки, проваливаются в вязкую массу. Даже при небольшой нагрузке покрытие каждые пять-семь лет нуждается в ремонте. Изготовление и укладка смеси невозможны без использования специальной техники.

Тротуарная плитка гораздо удобней в работе. Здесь нет жёстких требований к подложке, застелить её могут непрофессиональные рабочие. Сложный рельеф, отсутствие подъездов для грузовой техники не являются ощутимой проблемой. При этом тротуарная плитка обладает декоративными свойствами, то есть дорожки становятся украшением ландшафта. А заполненные песчано-гравийной смесью стыки прекрасно отводят воду с поверхности. В отличие от асфальтобетона, тротуарная плитка не требует массивной подложки: 10 см песка, как правило, являются достаточным основанием.

Родоначальником тротуарной плитки следует считать клинкерную брусчатку. Сверхпрочный клинкер был создан более двухсот лет назад и начал вытеснять в европейских столицах булыжные мостовые, устройство которых было крайне дорогим и трудоёмким, а поверхность, мягко говоря, не отличалась ровностью. Первые попытки изготовить клинкер предпринимались в Дании, богатой высокопластичными глинами, но полноценное производство началось в начале XIX века в Голландии. Обжиг при повышенных температурах привёл к плавлению кварца и металлических окисей, содержащихся в глине. Спекшаяся масса оказалась более однородной и твёрдой, нежели кирпич, и водостойкой. То есть если обычный кирпич, положенный на землю, довольно быстро начнёт трескаться и превращаться в исходную глину, клинкер способен десятилетиями сохранять заданные при обжиге параметры. Кликерные мостовые XIX века сохранились во многих европейских городах, и сегодня считаются памятниками культуры с охранным статусом.

Массовое производство тротуарной плитки началось с освоением бетона. Раствор цемента с добавлением щебня после высыхания в форме становится необратимым. Изделиям без труда можно придать заданную причудливую форму и цвет. Чем толще тротуарная плитка и меньше по площади, тем она прочнее. Крупноформатная тротуарная плитка со временем раскалывается пополам, небольшая же, выполненная в форме кирпича, способна служить долгие годы и выдерживать постоянные нагрузки. Не случайно, цветная тротуарная плитка в форме кирпича из бетона сегодня используют для оборудования пешеходных зебр на городских улицах.

Тротуарная плитка из бетона превосходит клинкер по богатству цветов и форм. Её цена привязана главным образом к цементу и всегда оказывается минимальной. В то же время, бетонная брусчатка — своеобразный клинкер для бедных. Бетон обладает большим водопоглощением по сравнению с клинкером. Как следствие, при переходах температуры через ноль он разрушается быстрее керамики. Будучи материалом необратимым, бетон трескается и начинает крошиться. Тротуарная плитка этого типа в большей мере боится грубых механических воздействий. Если скол на клинкерной брусчатке не меняет её технических характеристик, то любое повреждение бетонного изделия достаточно быстро прогрессирует.

Цветовая гамма клинкера, хоть и уступает в разнообразии бетону, исчисляется десятками оттенков. Причём цвет здесь более естественный, прошедший высокотемпературную закалку. Бетон под воздействием ультрафиолета со временем может тускнеть, а вот тротуарная плитка на керамической основе будет сохранять первоначальный цвет на протяжении всего срока службы. Так, перекрёсток в центре Одессы, мощёный ярко-жёлтой клинкерной брусчаткой, выглядит как новый, хотя служит людям полтора столетия. Дорожный клинкер – лучший материал для устройства автомобильной парковки. Во-первых, материал достаточно прочный, клинкер не боится ни высоких нагрузок, ни механических воздействий. Во-вторых, благодаря высокой плотности, клинкер равнодушен к едкой химии – всевозможным маслам и присадкам, которые периодически оставляют следы под капотом. Даже не стёртые вовремя, пятна исчезнут под первым дождиком, и площадка засверкает, будто только что выложенная.

Клинкерная тротуарная плитка, также, как и бетонная, дополняется бордюрами, ступенями, трапециевидными кирпичами, предназначенными для фигурной кладки. Есть серии с противоскользящей поверхностью, которые рекомендуется использовать при круглогодичном использовании дорожек. Чередуя цвет и выкладывая различные узоры и орнаменты, можно получить совершенно уникальный ландшафт, связать воедино дом, парковку, беседки, фонтаны, газоны... Кстати, существует специальный щелевой клинкер, в прорези которого высевается газонная травка. Получается потрясающий гибрид прочной дороги, неразрывно связанной с природой. Ухаживать за газоном можно с помощью обычной садовой техники. Тротуарная плитка из клинкера вообще крайне неприхотлива: зимой её можно чистить трактором, летний дождик смывает нанесённую грязь. Единственное, чего не следует делать — скалывать ломом наледи, но на клинкере, имеющем минимальное водопоглощение, они практически не образуются.

Ещё один аргумент в пользу клинкера: его родственные отношения с кирпичом. Тротуарная плитка воедино связывается с фасадом и оградой, дополняет дом, подчёркивает его величие. При этом сад становится дополнительной просторной комнатой, расположенной под открытым небом.

Наверх