Труд об архитектуре Марка Витрувия

К 274 г. до Р.Х. римляне завоевали почти весь итальянский полуостров. В течение последующих 250 лет они расширили область своего господства на Грецию, Малую Азию, Египет, Францию (Галлию) и иберийский полуостров (Испания). При Августе они завоевали Германию и области на Балканах, а в конце I века после Р.Х. она владели огромной империей, простиравшейся от Атлантического океана до Красного моря. До римлян проживавшие в Италии этруски использовали для своих домов из кирпича-сырца кровельную черепицу из терракоты и уже экспериментировали с обожжёнными кирпичами для стенной кладки.

Римляне заимствовали у них черепичную крышу с двумя видами черепицы – тегула (плоская черепица с загнутыми наверх краями) и имбрекс (пустотелая черепица с впадиной в верней стороне для отвода дождевой воды) - , похожие на сицилийскую черепичную кровлю эллинского периода.

Римляне, как и греки до них, пользовались для стен своих домов необожжёнными глиняными кирпичами. С 1-го тысячелетия до Р.Х. они стали использовать для городских домов также и обожжённый кирпич. Полуобожжённые кирпичи формата 440 х 290 х 140 мм применялись для стенной кладки в Ареццо. Впервые обожжённый кирпич стал применяться в Римской империи на Сицилии и в Южной Италии. Возведенные при правлении Юлия Цезаря (49- 44 года до Р.Х.) городские стены Урбс Сальвии были сделаны из обожжённых кирпичей формата 470-450 х 320-300 х 50-65 мм. Кирпичи клались со швами шириной до 10-15 мм. В самом Риме во время правления Августа (27 г. до Р.Х – 14 г. после Р.Х.) при раскопках не было найдено обожжённых кирпичей. Но в конце 1-го тысячелетия после Р.Х. обожжённые кирпичи стали использоваться очень широко, и легионы создавали там, куда они приходили, кирпичные мастерские, разнося, таким образом, эту технику по всей Римской империи. И хотя, как представляется, греки, а не римляне, впервые стали использовать обожжённые кирпичи и первыми принесли строительную керамику в Европу, то все-таки римляне способствовали распространению этой техники, полностью исчерпали возможности этого материала, создав при этом действительно выдающиеся строительные сооружения.

Самый ранний труд об архитектуре в античные времена был сочинен римлянином Марком Витрувием Поллио. Но римляне были не первыми, кто писал об архитектуре. Сам Витрувий упоминает в вступлении к седьмому тому своих трудов «Десять книг об архитектуре» целый ряд других произведений, все из которых уже утеряны. Таким образом, работа Витрувия представляет собой ценнейший источник по римской архитектуре и истории зодчества и являлась важным источником для других авторов того времени.

В Десяти книгах об архитектуре разбираются все аспекты, римского зодчества, начиная с обучения архитекторов, использования материалов, о разных видах, а также размещении орнаментов, планировании городов и создании военных объектов, вплоть до канализации и астрономии. Правда, Витрувий упоминает о кирпичах для стен и крыши только в пяти местах:

  • в строительных материалах, где описывается сушка глиняных кирпичей;
  • при описании видов стенной кладки из глиняных кирпичей, где среди прочего объясняется кладка из высушенных на воздухе кирпичей;
  • в главе о термах, где описывается применение квадратных кирпичных плит для сводов и полов, а также при строительстве систем нижнего подогрева;
  • в разделе о сплошном поле;
  • Витрувий описывает расположение кирпичей при кладке елочкой и использование для кладки полов больших кирпичных плит с длиной стороны размером в два фута;
  • при описании методов, с применением которых должны штукатурится влажные места.

Витрувий рекомендует пустотелые стены из кирпичей с длиной стороны в два фута (бипедалес) и подвесных полов с столбиками из кирпичей с боковой длиной в две трети фута (бессалес). Кроме этих пассажей и коротких замечаний о преимуществах водопроводов питьевой воды из терракоты, вместо выложенных свинцом, Витрувий умалчивает об использовании кладочных кирпичей и других материалов из обожжённой глины. Некоторые исследователи объясняют такую сдержанность временем возникновения этого произведения или даже рассматривают ее подтверждением тому, что обожжённые кирпичи были неизвестны во времена Витрувия. Мы даже точно не знаем, когда Витрувий писал свои Десять томов. Сегодня делается предположение, что они были написаны между 30 и 20 гг. до Р.Х. В то время обожжённые кирпичи еще были новинкой в Риме, но в Южной Италии, которую Витрувий, как доказано, хорошо знал, они применялись уже в течение нескольких столетий.

Монументальные сооружения облицовывались в Риме в эпоху Витрувия камнями, а вот обычные дома часто представляли собой каркас из деревянных брусьев, промежутки которого заложены адобом. Бетонные стены, пользовавшиеся все большей популярностью, обкладывались прямоугольными или напоминающими пирамидки блоками из туфа (мягкая вулканическая порода), располагавшимися в виде сетки с алмазной огранкой (opus reticularum – сетчатое строение) – не самая идеальная облицовка для фасадов, так как она была чрезвычайно ломкой. Постепенно облицовка стенной кладки туфом сменилась облицовкой кирпичами. Так как этот метод был новинкой в Риме, это может служить предположительным объяснением сдержанности Витрувия, в результате которой он относился к ней скептически и концентрировался больше на том, что считал более оправданной техникой.

Хотя способ строительства из кирпича и стал признаком римского зодчества и хотя римляне и писали работы по всевозможным техническим деталям, все равно по этой тематике почти ничего нет – вследствие этого, что наши знания о римском зодчестве из обожжённого кирпича опираются в своей большей части на археологические находки, дополненные информацией из надписей на монументах. Фрагментарность этих свидетельств очень затрудняет их толкование. Иногда на каком-нибудь кирпиче бывает нацарапано имя мастера, сделавшего его, иногда на стене нацарапано имя мастера, клавшего ее. От случая к случаю встречались конторские книги, по которым можно было узнать расценки. В Остии был найден даже список членов Коллегии, то есть гильдии. Археологи и историки собирали такие материалы в одном месте и реконструировали таким способом образ работы мастерской по обжигу кирпича и каменщиков в Римской империи. Однако, такие реконструкции остаются в большей части спекулятивными, и в них до наших дней существует много пробелов.

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх