Общественная роль кирпича в Месопотамии

Хотя в Иерихоне и были найдены самые древние кирпичные стены, их конструкция была очень простой. А вот высокоразвитые культуры древней Месопотамии разработали изощренные методы изготовления и применения кирпичей, которые не были превзойдены в течение многих веков. В древних высокоразвитых культурах было известно, что обожжённая глина давала очень прочный материал.

Древнейшая керамика в Европе и на Ближнем Востоке датируется эпохой от 7000 до 6000 г. до Р.Х. и появилась немного позже первых кирпичей из высушенной глины. Люди давно пришли к мысли, что технику изготовления керамических изделий можно перенести на изготовление строительных материалов, еще до того, как применили эту идею на практике. Самые древние из найденных обожжённых кирпичей относятся к эпохе обейдской культуры (около 5000-4500 гг. до Р.Х.), они были найдены в Маддхуре и использовались для сооружения сточной трубы. Но это остается единичным случаем. Обожжённые кирпичи были редкостью до эпохи Урука или Джемдет-Насра (3100-2900 гг. до Р.Х.). Лишь с тех пор можно говорить о применении обожжённых кирпичей.

Первые обожжённые кирпичи в достойном упоминания количестве были изготовлены, как убедительно доказано, через 5000 лет после появления высушенных на воздухе кирпичей и через 4000 лет после появления первой керамики – очень большой временной разрыв. Какова же причина? Высушенная на воздухе глина является в жарких климатических зонах прекрасным и экономически выгодным материалом, который еще сегодня используется во многих областях для строительства домов. Преимущества кирпичей вполне очевидны: они дешевы, а для их производства не требуется практически никаких специальных знаний.

Из них можно построить дом без помощи специалиста – из земли, на которой стоит человек. Чтобы сделать из высушенного на воздухе кирпича прочный кладочный кирпич, необходимо обжечь глину при температуре от 950 до 1150 градусов Цельсия. Если температура слишком высокая, то он сплавляется в бесформенную стеклообразную массу, если она слишком низкая, то обожжённый кирпич рассыпается при малейшем сквозняке.

Обладает ли глина правильной консистенцией для производства адобы, выясняется путем проб. А вот уверенность в том, годится ли глина для обжига кирпичей, можно получить только после трудоемкого процесса изготовления. А ошибки проявляются только в его конце. Производство обожжённых кирпичей – дорогое дело, особенно в странах, где мало пригодного для обжига материала. Нужно точно знать, какая глина годится для обжига, как построить обжиговую печь и как поддерживать в ней постоянную температуру. Для этого требуются опытные специалисты по обжигу кирпичей. Высушенные на воздухе глиняные кирпичи может изготовлять каждый, а изготовление обожжённых кирпичей является сложным процессом.

Однако, существует несколько причин тому, почему обожжённые кирпичи предпочитаются высушенным на воздухе. Необожжённые глиняные кирпичи размокают от дождя и размываются, обожжённые кирпичи прочны и водостойки. Обожжённые кирпичи из-за своей прочности и твердости стали в античные времена символом вечности и понятием победы людей над временем. Обожжённый кирпич считался ценным и изысканным материалом, который можно было использовать только для строительства храмов и дворцов - местопребывания богов и резиденций царей.

Документы Третьей династии Ура (2111-2003 гг. до Р.Х.) свидетельствуют о том, что за одну серебряную монету можно было приобрести 14 400 высушенных на воздухе кирпичей и только 504 обожжённых кирпича. То есть, обожжённые кирпичи стоили раз в тридцать дороже высушенных на воздухе кирпичей. И хотя люди уже в неолите располагали технологией производства обожжённых кирпичей, культура должны была сделать в своем развитии еще один скачок вперед, пока этот материал не стал доступным по цене.

В Месопотамии существовало четыре разных формата кирпичей: плоско-выпуклые, прямоугольные, квадратные и кирпичи, называемые плитками, которые делились продольно и были прямоугольными в продольном и квадратными в поперечном сечении. У плоско-выпуклых кирпичей выпуклость находилась на верхней стороне, что затрудняло их кладку друг на друга. Поэтому их клали косо по отношению друг к другу елочкой. Другие формы кирпичей годились для обычных видов перевязки. Очень часто с наружной стороны кирпичи клались ложком, в то время как внутри клались более сложные виды перевязок, как, например, однорядная перевязка, при которой слои ложков и перевязок регулярно сменяли друг друга, что применяется еще сегодня, другие же виды кладки в виде установленных на ребро кирпичей применялись довольно редко. Квадратные кирпичи чаще всего клались плоско, а для получения большей устойчивости стены применялись половинки кирпичей. Поэтому с первого взгляда трудно сказать, какие кирпичи в основном лежат в кладке, квадратные или прямоугольные. Кирпичи часто снабжались надписями или оттисками, некоторые формовались пластически еще до обжига. Такие фигурные кирпичи использовались для круглых столбов и декоративных рельефов. При раскопках в Сузах было найдено несколько выдающихся примеров этого искусства.

Месопотамией назывался плодородный регион между реками Евфрат и Тигр. Здесь в период между 4000 и 3000 лет до Р.Х. появились города-государства, причем такие их них, как Урук или Ур, до того, как были покорены, господствовали над обширными территориями. Большую стратегическую роль во всех городах Месопотамии играли крепостные сооружения с толстыми стенами. Несмотря на соперничество в политической области, все эти государства имели единые политические убеждения. Во главе общины стоял царь, считавший себя прямым потомком большого пантеона богов.

Царский дворец и храм бога были тесно связаны друг с другом. Зиккурат являлся строением, которое доминировало над всем городом. Зиккурат представляет собой ступенчатую конструкцию, похожую на древнеегипетские пирамиды, и, может быть, был сделан под них. Однако в то время как египетские пирамиды строились как мавзолеи для бренных останков фараонов, месопотамские зиккураты были верховными храмами божеств и больше походили по своей сути на ступенчатые пирамиды Центральной Америки. Зиккурат являлся местом проведения ритуала пробуждения природы, который проводился царем и верховной жрицей ежегодно в начале нового года и должен был способствовать благосостоянию государства.

Ритуалы играли важную роль повсеместно – как в доисторических, так и современных культурах. Однако, ритуалы в древней Месопотамии не ограничивались только религиозными деяниями, они пронизывали всю повседневную жизнь, даже строительство. Существовали строжайшие правила, что можно, а что нельзя делать в определенные дни, а до начала строительства дома всегда привлекались астрологи и геоманты. В центре церемониала находился строительный кирпич.

Слово «кирпич» (по шумерски «сиг») означает как «здание», так и «город», одновременно оно было именем бога зодчества. Из надписей нам известно, что перед закладкой фундаментов богу зодчества приносились жертвы едой и питьем. Ритуалы при строительстве общественных сооружений были еще более сложными. Здесь церемонию, а именно: изготовление первого кирпича, проводил сам царь.

Описание такого события сохранилось до наших дней: «Царь поместил святую воду в деревянную раму. Барабаны и литавры сопровождали песнь Адаб. Царь приложил свою печать так, чтобы сторона с оттиском оказалась сверху, потом он помазал глину медом, маслом и сливками и замешал амбру с эссенциями от всех видов деревьев в тесто. Рядом с формой он поставил безупречную корзину и сделал то, что было предписано, и вот, он слепил великолепный кирпич для дома. Тем временем стоявшие вокруг люди разбрызгивали масло и кедровую эссенцию, в то время как город и весь Лагаш ликовали и праздновали. Он вынул кирпич из формы и с удовлетворением стал рассматривать отпечаток на глине. Он обрызгал кирпич кедровой эссенцией и амброй. Бог Солнца ликовал над его кирпичом, который он слепил и который поднимался, как река в половодье…»

Торжественно освященный таким образом первый кирпич назывался «асада», что означает «непобедимый». Чтобы придать ему эти свойства, требовался еще один последний акт, который не описывается: обжиг.

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх