Все они имеют нечто общее, они построены из обожжённых кирпичей – без штукатурки. Необожжённые (адоба, саман) и обожжённые кирпичи – самый простой и, одновременно, многофункциональный строительный материал – распространенный во всем мире и так мало ценимый, известный каждому и почему-то к нему относятся с пренебрежением.
Очень часто обожжённый кирпич рассматривается как материал второго сорта, использующийся лишь при недостатке природного камня как строительного материала. Однако обожжённый кирпич обладает собственными, специфическими свойствами и особыми преимуществами, которыми прекрасно умели пользоваться архитекторы, инженеры и ремесленники в течение необозримых лет. Пристрастие историков архитектуры к каменным строениям в значительной мере привело к тому, что обожжённому кирпичу со всем его многообразием и широтой использования не было предоставлено достойное место и сильно занижено его значение в истории архитектуры.
Необожжённая и обожжённая глина является одним из древнейших строительных материалов человечества. Саманные кирпичи производились в период между 10 000 и 8 000 лет до Р.Х., слепленные вручную кирпичи – около 5 000 лет до Р. Х. в Месопотамии. Наиболее решающим шагом было, однако, изобретение в 3 500 г. до Р.Х. обожжённых кирпичей, в результате чего в регионах стало возможным строительство долговечных домов, бывшее невозможным до этого времени. При обжиге кирпичи становились прочными, как камень, но в противоположность камню обладали тем преимуществом, что им было значительно проще придать желаемую форму и – по крайней мере, теоретически – бесконечное количество раз точно повторять один и тот же декоративный узор. С развитием глазури, кроме того, появилась возможность складывать из обожжённого кирпича яркие, красочные орнаменты. Римляне использовали обожжённый кирпич для строительства многих самых крупных сооружений. И хотя использование обожжённых кирпичей в стенах из литого бетона – например, при строительстве пантеона и больших терм в Каракалле - было оценено достойным образом, не было замечено, что римляне в своих инженерно-технических проектах и для орнаментов уже во 2 веке использовали обожжённый кирпич. В ходе дальнейшего развития римского искусства кладки из обожжённого кирпича в Византии появился храм св. Софии (Агиа София), одна из красивейших церквей, которые когда-либо строились. В Китае технология разрабатывалась далее, обожжённый кирпич стал еще прочнее, так возникли элегантные пагоды и китайская стена.
Ислам занес технику изготовления и применения обожжённого кирпича в Северную Африку и Центральную Азию, христианские монахи распространили ее по всей Европе, а с буддизмом она из Индии попала в Бирму и Таиланд.
Со времен Ренессанса в ходе развития технологического прогресса обожжённый кирпич как строительный материал подешевел в Европе и распространился во всех слоях населения. Так появился собор во Флоренции, терракотовый декор в Северной Италии, архитектура Великих Моголов в Индии и мечети и мосты Исфахана, а также простые жилые дома и могучие крепостные сооружения. Переселенцы принесли с собой эту технологию в Северную Америку.
В ходе промышленной революции, начавшейся в Англии, во всей Европе стали публиковаться книги о технологии и методиках изготовления обожжённого кирпича. Теперь появилась возможность производить обожжённый кирпич в больших количествах и перевозить его на большие расстояния. В 19 веке с введением техники машинного производства обожжённый кирпич стал стандартным строительным материалом для строительства промышленных предприятий и административных зданий. Были построены первые небоскребы – развитие, ускорившееся в 20 веке.
При чтении истории архитектуры часто создается впечатление, что обожжённый кирпич уступил сегодня свое главенствующее место «более современным» материалам, таким как бетон, сталь и стекло, но это далеко не так. С изобретением новых технологий производство обожжённого кирпича, который стал применяться с использованием инновационных методов, скорее возросло. Значение обожжённого кирпича как экономичного строительного материала было признано одновременно в развивающихся странах, к тому же он гармонично вписывался в местные традиции. Новая производственная технология и конструктивное использование обожжённого кирпича рисовали перед этим древним строительным материалом, возрастом более 10 000 лет, волнующее будущее с многочисленными эстетическими возможностями.
Учитывая все это, остается непонятным, почему было так сильно предано забвению значение обожжённого кирпича (и история кирпичного строительства вообще). Но и это стало, как кажется, постепенно изменяться. Сегодня появляются журналы по истории строительства, научные исследования все чаще обращаются к обожжённому кирпичу, не в последнюю очередь для охраны памятников старины.