Механизация промышленности производства кирпича

В период с 1800 по 1900 гг. в промышленности изготовления кирпичей произошли основополагающие изменения. Из ремесла она стала отраслью промышленности с техникой машинного изготовления. Наиболее решающее изменение произошло с самой структурой индустриализованного мира. Мощный прирост населения, новые производственные технологии и транспортные возможности привели к возрастанию спроса на керамические кирпичи и появлению новых возможностей их применения.

Железнодорожные туннели, канализационные каналы, фабрики, дома и офисные здания стали строиться из кирпича, музеи и церкви украшаться новой строительной керамикой. Обожжённый кирпич стал повсеместным и пережил новую эпоху своего расцвета.

Механизация промышленности производства кирпича произошла на всех трех стадиях этого процесса: при подготовке глины, формовании и обжиге. Начиная со смешивания и подготовки глины, ее прессования и обжиговых печей нового типа, целью которых было ускорение процесса обжига и повышение производительности. Преобразовался также и процесс кладки, стал более стабильным. Очень важным начинанием стало использование цемента вместо раствора. В ходе веков обожжённые камни начали класться с различными видами растворов, но, в конце концов, пробил себе дорогу раствор на известковой основе с добавками для увеличения прочности и ускорения твердения. Такие типы растворов были, однако, сравнительно слабыми. Насущной потребностью был быстро твердеющий, прочный цемент, твердеющий под водой и становящийся еще более прочным после переработки. Новые большие технические проекты – строительство каналов линий железных дорог, а также канализации – были идеальным экспериментальным полем для разных типов цемента, что привело в начале 19 века к патентованию цемента и, наконец, изобретению портландцемента.

Наряду с разработкой новых типов растворов, изобретатели в 19 веке стремились также к улучшению самого кирпича. Предлагались патентованные кирпичи самых разных форм и размеров, они использовались, например, также для огнеупорных перекрытий. И действительно, именно огнеупорность керамического кирпича и сделали этот материал таким интересным в 19 веке. Для кладки стен использовались обыкновенные полнотелые кирпичи. Перекрытия сначала конструировались с низкими цилиндрическими сводами, что было, однако, связано с большими затратами и расходом времени. В конце 19 века на рынке существовало поразительное многообразие систем, которые должны были решить эту проблему. Патентованные кирпичи использовались также для строительства дешевых жилых квартир для рабочих. Для массового жилищного строительства с целью повышения экономичности во всем мире пользовались простыми, прямоугольными кирпичами.

Прогресс при производстве строительной керамики сделала этот материал интересным также для профессиональных архитекторов, рассматривавших раньше обожжённый кирпич, как массовую продукцию, недостаточно хорошим для представительских сооружений. Строительная керамика и облицовочный кирпич становились в Германии и Великобритании все более привлекательными для таких сооружений, как, например, Альберт Холл в Южном Кенсингтоне. Гибкость новых производственных методов позволяла и дальше применять так называемое комбинированное использование строительной керамики и кирпича. Огромное значение играли письменные работы теоретиков архитектуры, таких как Джон Раскин в Англии и Виолле-ле-Дюк во Франции, повлиявших на появление новой готики – архитектурного стиля, в котором обожжённый кирпич использовался, таким образом, который невозможно было себе представить в средневековой готике.

Испания славилась длительной традицией строительства из обожжённого кирпича, доходившей до эпохи правления Омахидов на иберийском полуострове, даже до эпохи древних римлян. Важным вкладом Испании в зодчество из кирпича были похожие на раковину своды 16 века. Но и здесь обожжённый кирпич чаще всего скрывался под штукатуркой, а наружный вид обманывал. Лишь в 19 веке этот строительный материал предстал в выгодном свете в творениях Антони Гаудиса (1852-1926 гг.), самого эксцентричного архитектора из всех эпох.

Шаг к машинному производству обожжённого кирпича был сделан быстрее в Соединенных Штатах, чем где бы то ни было, и очень скоро кирпичи стали производиться в Америке в потрясающих количествах. Такие города как Нью-Йорк и Филадельфия приобрели известность благодаря своей архитектуре из обожжённого кирпича. Главным образом Фрэнк Ллойд Райт и Генри Хобсон Ричардсон признали и оценили эстетическую привлекательность и практическое значение облицовочного кирпича, как строительного материала. Сивер Холл Ричардсона является наиболее элегантным примером романтического стиля американской архитектуры. Сооружение хорошо вписывается в свое окружение – Гарвард Ярд, - объединяя исторические формы с современными формами. Райт также ссылается на предшественников в прошлом, прокладывая одновременно путь в 20 столетие. Райт и Ричардсон маркируют собой конец эпохи и начало новой эры.

Поделитесь с друзьями:
Наверх