Другой Владимир

Белокаменные Успенский и Дмитровский соборы, старейшая «триумфальная арка» - Золотые ворота... Оштукатуренная Картинная галерея (бывшие Присутственные места), купеческие «а-ля Питер» особнячки на Дворянской улице и гостиный двор — вот, пожалуй, тот список достопримечательностей, на котором акцентируют внимание экскурсоводы, рассказывая про один из старейших русских городов, входящих ныне в Золотое Кольцо, Владимир.

Если осматривать местность самостоятельно, в историческом центре бросится в глаза обилие частных рубленных домиков с дровяными печами, типовая, но тем не менее, оригинальная архитектура 1960-70-х. А уж потом вдруг откроется совершенно иной город, который гармонично сосуществует с «открыточным». Краснокирпичные фасады, на первый взгляд, лишь подчёркивают величие древних памятников, облицованных известняком; подобно иконным окладам, они играют второстепенную роль... Но стоит приглядеться внимательней, чтобы понять — на рубеже XIX-XX столетий здесь наиболее ярко отразились архитектурные поиски в тех направлениях, которые символизируют разумное переосмысление исторического наследия, но не достигшие доминирующего положения.

Если в Москве Исторический музей и Музей Ленина стоят почти вплотную перед входом на Красную площадь, то во Владимире весьма схожие постройки оказались по разные стороны дворцовой площади. Со стороны вокзала — Исторический музей, построенный губернским архитектором Петром Бегеном. Двухэтажное здание из красного кирпича было заложено в 1900 году, изначально предназначалось под музей. Карниз и наличники выполнены из тёсаного профилированного кирпича, перекрытие второго этажа — традиционно сводчатое. Псевдорусский стиль выдержан весьма строго — без претензий на доминирование в ландшафте. В простенки окон второго этажа вмонтированы подлинные изразцы XVII века, привезённые из разобранного дома в городе Гороховце.

Зато Дом Дружбы (изначально — городская Дума), заложенный в 1907 году и замыкающий площадь с противоположной стороны, сразу обращает на себя внимание. Архитектор Яков Ревякин здесь воплотил, пожалуй, всё, что ассоциируется с «пряничным» стилем: башенка, увенчанная флюгером, арочные окошки со стрельчатыми наличниками, орнамент, подчёркивающий каждую архитектурную деталь... Взгляд сперва отказывается фокусироваться на этом фасаде — настолько чужеродным он выглядит перед древним Успенским собором. Но стоит сложить воедино несколько построек, разбросанных по центру города, чтобы понять — подобное развитие и осовременивание города сто лет назад было наиболее гуманным и адекватным по отношению к памятникам, входящим ныне в реестр ЮНЕСКО.

Там, где в дотатарские времена заканчивался исторический центр, разместились сразу три сооружения из красного кирпича. Главная смотровая площадка Владимира, бывшая водонапорка, была построена в 1912 году по проекту архитектора-художника С.М. Жарова. Внешне напоминает расширяющуюся кверху крепостную башню. Стиль и декор весьма убедительно воспроизводят древнерусские формы: стрелочные арки, прямоугольные сандрики, карнизные валики из тёсаного кирпича. Правее возвышается католический костёл в неоготическом стиле. Его построили в 1891 году по проекту губернского архитектора И.А. Карабутова для солдат и на средства польско-литовского полка, сосланного царским правительством в глубинку. Для Владимира это едва ли не первый случай, когда в кирпичном строении как связующее использовался цементный раствор. А ближе к Золотым воротам, которые некогда и были городской заставой, стоит «красная» Троицкая старообрядческая церковь. Это тоже творение С.М. Жарова, воплощающее те архитектурные наработки, которые сложились на Руси ко времени патриарха Никона. Заложили храм к 300-летию династии Романовых в 1913 году, а достроили буквально в канун революции. Здесь использован местный кирпич завода Студзицкого и относительно редкая крестовая кладка — в которой чередуются ложковые и тычковые ряды кирпича. В 1960-е общественность во главе с писателем Солоухиным отстояла этот памятник архитектуры, когда власть собиралась его пустить в расход ради расширения проезжей части Большой Московской (ныне Дворянской) улицы. Сегодня здесь размещается экспозиция хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.

Чуть дальше от центра в сторону Москвы обращает на себя внимание здание бывшего ремесленного училища, построенное в 1885 году московским архитектором Д. Чигаговым по проекту Д. Максимова. Собственно, это и был первый краснокирпичный особняк в псевдорусском стиле на территории города. Напротив в 1891 году на средства капитана Архангельского по его завещанию губернским архитектором А.П. Афанасьевым был возведён храм Михаила-Архангела. Эта кирпичная церковь обладает уникальной акустикой и крайне оригинальной архитектурой. Сегодня она особенно заметна в ночное время, когда венчающий маковку крест подсвечивается светодиодами. Удивительно, но столь креативное решение имеет исторические корни: изначальный крест был зеркальным, специально изготовленным на заводе Заславских в Екатеринославле (ныне Днепропетровске).

Есть во Владимире ещё одно монументальное историческое здание из красного кирпича. Оно не имеет отношения ни к псевдорусскому, ни к неоготическому стилю, но по шансону известно на всю страну. Владимирский централ был возведён в 1825 году на окраине, в стороне от «Муромской дорожки». Но в чём парадокс: именно это безликий «казённый дом» вспоминается всеми в первую очередь, если речь заходит о постройках из красного кирпича в старинном Владимире.

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх