Кирпичные стены застенков

Храмы, крепости, дворцы... Как правило именно такие постройки вспоминаются, когда речь заходит о монументальном зодчестве. Их стены защищают обитателей от внешних напастей. Однако во все времена не менее серьёзно относились к устройству застенков, изолирующих их обитателей от внешнего мира. Мрачные тюремные замки обрастали легендами, их названия входили в фольклор и становились нарицательными.

Перефразируя классика, тюрьма в России больше, чем тюрьма... Соловки, Бутырка, Таганка, Матросская тишина, Лефортово, Кресты, Владимирский централ... При традиционной нехватке кирпича, казематы всегда строили с размахом и основательно. Были задействованы лучшие архитекторы, государство направляло специалистов в Западную Европу для изучения передового опыта.

Тюремное заключение как вид наказания в отечественном законодательстве появилось при Иване Грозном. Застенки размещались в удалённых монастырях, сбежать откуда было практически нереально. После церковной реформы Никона при Алексее Михайловиче бунтовали уже сами монахи, и спешно началось освоение сибирских острогов. Уголовно-исправительную систему по европейскому принципу попыталась внедрить Екатерина II. Она лично разработала «Проект положения о тюрьмах», по стране было возведено несколько десятков зданий для изоляции подследственных и осуждённых.

Первый регулярный солдатский полк, созданный Петром I, был расквартирован на Дмитровской дороге под Москвой и назван Бутырским, по названию местной деревушки Бутыркино. Стрелецкий бунт стал импульсом к созданию здесь небольшого деревянного острога. А в 1771 году по указу Екатерины II на месте острога был возведён Губернский тюремный замок. Проектировал Бутырку великий зодчий Матвей Казаков. Шестиугольный ансамбль с четырьмя башнями обнесён высоким забором. Тюремные корпуса расположены крестообразно, в центре церковь со звонницей. На втором этаже церкви балкон для узников, объединённый с коридорами корпусов.

В изначальном виде Бутырка просуществовала около ста лет — вплоть до образования в 1879 году Главного тюремного управления. Тогда корпуса и башни тюрьмы были надстроены, возвели два новых стреловидных здания, осуществили внутреннюю перепланировку под современные требования. Достройки и переделки не прекращались и впредь. Проводили их преимущественно силами заключённых без каких-либо проектов, игнорируя СНиПы. Впрочем, сегодня Следственный изолятор № 2 — знаменитая Бутырская тюрьма — признана памятником архитектуры и в таком качестве охраняется государством.

С образованием Главного тюремного управления ведомство обзавелось и штатным архитектором. Им стал Анатолий Осипович Томишко — уроженец Австро-Венгрии, академик архитектуры. Дебютом послужила новая тюрьма в Старой Руссе. Проект Томишко стал фактически типовым, по нему возвели 22 тюрьмы в разных городах России. Когда же в Петербурге потребовалось отстроить главную, образцово-показательную тюрьму империи, архитектору предоставили командировку по Европе для изучения опыта и создания прочного удобного здания без лишних украшений и роскоши, «нередко допускаемых в западных государствах и столь нежелательных для России, где предстоит построить значительное количество мест заключения».

Строительство закипело в 1884 году и продолжалось шесть лет. А на Выборгской стороне выросло самое крупное в Европе тюремное здание. Рабочей силой стали узники старой тюрьмы, которая располагалась здесь же на месте винных погребов середины XVIII века. Для строительства использовался красный кирпич завода Стрелина, широко применялась фигурная кладка, которая придала сооружению вид старинного замка, мрачного и торжественного со стороны Невы.

Два крестообразных корпуса в пять этажей, между ними административное здание, увенчанное пятиглавой церковью. Неорусский византийскийстиль. В противоположность старым казематам светлые коридоры и просторные камеры — для постоянного наблюдения за обитателями. Арестантам вменялась обязательная учёба и принудительный труд, либо занятие ремёслами. На территории тюрьмы действовала типография. Условия были небывалыми для отечественных мест заключения: камеры площадью 8 кв. м. являлись одиночными и были оборудованы самыми совершенными для конца XIX века коммуникациями: электричеством, отоплением, вентиляцией, канализацией и водопроводом. Всё это уплотняясь, без капитальных ремонтов продолжает работать по сей день. А обветшалый мрачный дворец с высоты птичьего полёта выглядит по-прежнему так же, как его называют в народе с момента постройки: Кресты. И охраняют их тоже не только надзиратели, но и государство — как памятник архитектуры.

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх