Основные положения кирпичной кладки

Каменщики работают с продуктом работы обжигавших кирпич людей и придают их продукту определенную структуру. Каждый слой кирпичной кладки укладывается горизонтально в ложе из раствора. При этом речь идет действительно о растворе, не цементе, так как цементом называют определенный вид раствора, твердеющего под водой.

Толщина, цвет и структура поверхности раствора имеет решающее значение для внешнего вида кладки. Стены с кирпичами точных габаритов могут класться с очень тонкими швами. В некоторых культурах кирпичи для таких работ шлифовались, однако чаще всего используются резаные кирпичи непосредственно от изготовителя. Чем больше разница кирпичей по форме и размерам, тем толще должны быть слои раствора, в которые они укладываются. Цвет раствора определяется его химическим составом. Наиболее важная составная часть известь – белая, но после подмешивания песка она становится желтой. Во времена Византии в раствор добавлялась кирпичная пыль, чтобы придать ему красноватый цвет. Каменщики викторианского Лондона пользовались сажей, чтобы получить черный цвет. Рисунок сетки швов можно изменить также путем их заполнения мелким щебнем или процарапывания. Уже римляне обрабатывали швы, нанося на них второй слой раствора и заглаживая их. В ходе веков каменщики экспериментировали с самыми разными способами расшивки швов. Швы делались косыми для получения теней. На раствор швов наносились линии, чтобы придать им вид большей регулярности. Иногда в сырые швы вдавливался шнур для получения декоративного вида.

Керамические кирпичи для получения ровной поверхности укладывались вдоль натянутого шнура. По горизонтали между каждым кирпичом находится вертикальный слой раствора, называемый стыковым швом, толщина которого равна, как правило, толщине ложа из раствора. Отклонения от этого правила изменяют наружный вид кладки. Толщина стены рассчитывается, как правило, в виде многократной длины керамического кирпича. Стена, толщиной в «половину кирпича», соответствует, таким образом, по толщине ширине кирпича (около 100 мм, исходя из нормированного английского кирпича; 115 мм, исходя из нормированного немецкого кирпича; 120 мм, исходя из российского нормированного кирпича). Стена толщиной «в кирпич» соответствует длине кирпича (215 мм в Англии, 240 мм в Германии, 250 мм в России). Стены, толщиной в половину кирпича, не очень устойчивы и могут нести только свой собственный вес. В прошлом толщина стен из кирпичной кладки должна была составлять несколько кирпичей. При этом кирпичи укладывались в раствор по длине, в виде дорожки), или под прямым углом к лицевой части стены (в виде перевязки). Тот факт, что кирпичи следует укладывать таким образом, традиционно определял их размеры: длина обожжённого кирпича составляет две его ширины плюс шов, так что обе стороны кирпича стены, толщиной в один кирпич, можно укладывать с одинаковыми швами.

Кирпичи кладутся так, чтобы получались устойчивые стены. Возникающий в результате кладки узор называется перевязкой кирпичной кладки. Самой простой является вид кладки, при которой один слой кирпича кладется на узкую сторону (тычковая сторона вязки), а следующий слой – продольной стороной (дорожкой) по отношению к наружной стороне стены. Это - однорядная перевязка. Перевязки встречаются только при обожжённом кирпиче, поскольку благодаря регулярному узору он приобретает эстетическую выразительность.

Имеется четыре способа придавать керамическим кирпичам – даже в декоративных целях – определенную форму: прессование в деревянном ящике, пластическая формовка вручную, обрубка (обрезание) и шлифование. Если деревянный ящик сконструирован так, что из него можно легко вынуть спрессованную глину, удается производить также довольно сложные рельефные формы. Производство таких деревянных ящиков довольно дорогое, но иногда более простые варианты изготавливались в результате того, что использовались разные вставки. Но в большинстве случаев для каждого специального кирпича требуется собственный формовочный ящик. По этой причине вместе с большинством форм изготавливаются, как правило, дополнительные элементы, которые используются для серийно изготавливаемого декора. Пластическая формовка производится вручную или при помощи простых инструментов. В заключение глина, как обычно, обжигается в печи. Каждый, полученный таким образом элемент, является единичным, и если на нем появляются трещины, то он пропадает. Наряду с приданием формы перед обжигом глины имеется еще одна возможность обрезания, обкалывания или шлифовки обожжённых кирпичей-это задача каменщика. Инструментами для этого вида работ являются стальные пилы и специальные долота. При помощи деревянной модели в виде шины можно изготовлять также с большой точностью довольно сложные профили. Для шлифования применяется твердый камень. Все виды такой обработки оставляют на конечном продукте характерные следы.

Глазури наносятся перед обжигом. Глазурованные кирпичи, которые можно широко использовать в декоративных целях, также изготавливаются непосредственно в мастерской изготовителя кирпичей. Из особо тонких сортов глины изготавливается терракота. Главным отличием терракоты от запрессованных в деревянных формах кирпичей являются размеры: всякий раз, когда готовый кирпич больше обычного обожжённого кирпича, говорят о терракоте.

Не так трудно определить различие между формованным в деревянном ящичке декоративным кирпичом и кирпичом, обработанным после обжига. При формовании в деревянной форме или вручную камешки глубоко вдавливаются в глину, так что конечный продукт имеет гладкую поверхность. При обрезании и шлифовании, наоборот, поверхность обожжённого кирпича обрабатывается, так что на конечном продукте видны камешки или остаются небольшие углубления. Оставленные инструментами следы также являются свидетельством того, что обожжённый кирпич подвергался обработке.

История обожжённого кирпича является одновременно историей занятых при его обработке индивидуумов – людей, занимавшихся его обжигом, а также каменщиков, архитекторов, истопников, законодателей, инженеров, изобретателей, городских депутатов, аристократов и королей. Способ изготовления и обработки обожжённых кирпичей изменялся в соответствии с экономическими и политическими условиями, в соответствии с модными течениями и стилями. Появились новые виды – например, клинкерный кирпич, но и кирпич ручной формовки не теряет популярности.

Поделитесь с друзьями:
Наверх