Кирпич-черепицарф
для самых красивых домов
Кирпичный камин

Много тысячелетий назад очаг стал центром жилища. Как минимум, он давал свет, тепло, возможность приготовить горячую пищу и просушить одежду. Любоваться языками пламени, треском поленьев человек и по сей день может часами, несмотря на то, что живой огонь потерял почти все свои утилитарные функции: батареи давно прижались к стенам, лампочки разбежались по всему дому, плита съехала на кухню.

Авторский кирпичный камин

Много тысячелетий назад очаг стал центром жилища. Как минимум, он давал свет, тепло, возможность приготовить горячую пищу и просушить одежду. Любоваться языками пламени, треском поленьев человек и по сей день может часами, несмотря на то, что живой огонь потерял почти все свои утилитарные функции: батареи давно прижались к стенам, лампочки разбежались по всему дому, плита съехала на кухню.

Для Европы широкое распространение каминов пришлось на эпоху ренессанса. Именно тогда открытые очаги начали превращаться в эстетический центр интерьера, а богатство их облицовки оказалось в прямой зависимости от социального статуса домовладельца. В Россию камины стали попадать со времён Петра I именно как предметы роскоши. Популярность их была обусловлена и тем, что многие загородные усадьбы использовались дворянами сезонно, а камин, неэффективный при нашем климате для поддержания температуры долгое время, способен максимально быстро нагреть и просушить помещение. Да и в целом классический интерьер без него выглядел бы ущербным.

Сегодня камин является не обязательным, но популярным и повсеместно распространённым атрибутом загородного дома. Существует великое разнообразие подобных конструкций, причём различаются они как расположением в помещении, так и видом потребляемого топлива, коэффициентом полезного действия, пожаробезопасностью, наличием дополнительных функций, включая автоматику.

И всё же, несмотря на развитие технологий, поныне особое место занимают авторские камины, которые выкладывают мастера-печники. Процесс это сложный, сугубо индивидуальный, объединённый, как правило, с возведением стен. Дело в том, что кирпичная кладка, мраморные плиты и колонны, из которых создаётся эксклюзивное произведение искусства, могут весить несколько тонн и зачастую требуют собственного фундамента. Исходя из размеров помещения и высоты крыши, печники рассчитывают объёмы конструкции, с заказчиком согласуют расположение и внешний вид, после чего размеренно воплощают замысел.

Классические открытые камины, а к ним относятся кирпичные конструкции ручной работы, не имеют на топке стеклянной дверцы. Пламя открыто, слышен треск поленьев, тепло распространяется моментально по всему залу, а избыточная влага из помещения вытягивается в дымоход. Если необходимо быстро нагреть холодное помещение, то лучшего варианта просто не найти. Недостатки: минимальный КПД (15-20%), угольки могут вылетать наружу, то есть агрегат требует постоянного присмотра, тепло перестаёт поступать в помещение практически сразу после того, как огонь гаснет. Открытые камины требуют более широких дымоходов, они значительно тяжелее закрытых, но именно им отдают предпочтение настоящие ценители огненной стихии.

Размещаться кирпичный камин может внутри несущей стены, возле неё или межкомнатной перегородки, в углу помещения или островом в центре зала. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Так, камин, объединённый с наружной стеной, занимает минимум места, но становится серьёзным потребителем тепла в холодное время, когда не действует – ведь кладка за ним тоньше, чем на других участках стен. Угловой камин имеет минимальный КПД. Островное размещение требует особенно внимательного отношения к действующему агрегату: искры, особенно при возникновении сквозняков, могут вылетать из топки в произвольном направлении. Камин у межкомнатной перегородки может отапливать смежные помещения, однако создаёт обратные конвекционные потоки, при которых холод от окон постоянно сочится по полу в сторону топки.

Кладка начинается с фундамента. Габариты рассчитываются исходя из общей массы сооружения. Если предусматривается кирпичный дымоход, его расположение проектируется по центральной оси во избежание неравномерных нагрузок. При необходимости отдельного основания, вплотную соприкасающегося с фундаментом дома, между ними делается песчаная засыпка.

Для кладки самого камина используется качественный красный полнотелый кирпич. В среднем (без учёта дымохода) его требуется 400 штук. При этом топка отделывается огнеупорными материалами, например, шамотом. Толщина швов, особенно при устройстве свода, ужимается до предела: 4-5 мм. При этом в раствор добавляется глина, а количество цемента минимизируется. Решётку, на которой предстоит гореть поленьям, как правило, устанавливают чугунную: этот металл не подвержен коррозии и наименее чувствителен к значительным перепадам температур.

Внешняя облицовка, которую зачастую и считают самим камином, зависит только от фантазии заказчика и мастерства зодчего. Применяться здесь может и кирпич, и мрамор, и металл. Если камин спроектирован грамотно и используется корректно, он никогда не будет коптить, то есть даже позолота на лицевой поверхности способна многие годы сохранять первоначальный вид. Перед топкой в зоне возможного выброса искр и угольков укладывается клинкер или керамическая плитка.

Подобно автомобилю, камин ручной работы требует правильной «обкатки». Первые растопки необходимо осуществлять с равномерной неполной загрузкой качественными поленьями твёрдой лиственной древесины, предварительно прогрев дымоход мелкой щепой. После догорания углей очаг должен самостоятельно неспешно остыть. При этом из кладки равномерно испарится избыточная влага, а раствор монолитно срастётся с кирпичом. Теперь остаётся лишь наслаждаться треском поленьев и коротать зимние вечера в кругу близких и друзей – несколько десятилетий камин может обходиться без какого-либо ремонта, если не считать прочистку дымохода от сажи.

Наверх