Фасадный декор из кирпича

Украшать стены люди начали ещё в пещерный век. Развитие строительства на протяжении всей истории сопровождалось совершенствованием фасадного декора, который стал неотъемлемой составной архитектурных стилей. Сложные конструктивные элементы обыгрывались для достижения гармоничного внешнего вида, со временем упрощались, но чаще всего использовались и впредь в качестве сложившегося канона.

В деревянном зодчестве грань между стеной и облицовкой была не столь явной: наличники, угловые элементы, карнизы — всё это при желании можно было заменить. В традиционном каменном строительстве фасадный декор является неотъемлемой составной здания: ни резьбу по известняковым плитам, ни фигурную кирпичную кладку в процессе эксплуатации нельзя доделать или модернизировать. Лишь с появлением лепнины, лёгкого бетона и пенополистирола одежда капитального дома стала съёмной. Впрочем, по аналогии с древесиной, вместо резного массива на выходе получается ДСП — ровная, красивая, но мёртвая и не столь долговечная плита. Запечатывать стены из натурального кирпича в бетон едва ли кто будет хотя бы в силу естественной красоты керамики, а любой «сэндвич» не способен образовать в помещении комфортный микроклимат и уступает по долговечности кирпичной кладке.

Безусловно, многие фасадные элементы из кирпича сегодня используются только при реставрации памятников архитектуры. Вообще весь фасадный декор подразделяется на три группы: конструктивно-декоративный, декоративный и функционально-декоративный. К первой группе относятся, в частности, колонны, которые технологически нецелесообразно армировать и отёсывать (не делают же сейчас кирпичных подвалов и межэтажных перекрытий — им на смену давно пришёл железобетон). А вот арочные окна с эффектным замковым камнем востребованы в частном домостроении.

На самом деле декоративное оформление фасада гораздо больше связано с конструкцией дома, чем принято считать. Внутри стены постоянно присутствуют горизонтальные и вертикальные напряжения, которые усиливаются при резких перепадах температур, в мороз, когда пар внутри кладки образует точку росы. Облицовочный и строительный кирпич ведут себя примерно одинаково: у них сходная прочность, плотность, паропроницаемость, степень теплоизоляции. Совершенно иные характеристики имеют дерево, камень, бетон и металл. Когда делается горизонтальный стык по всей площади стен и более лёгкий материал оказывается выше, долговечность постройки не страдает (например, бетонный цоколь, кирпичный первый этаж и рубленная мансарда).

Однако локальное внедрение чужеродного материала во многих случаях снижает долговечность всей постройки. Так в XIX веке вместо устройства арок для многоквартирных домов широко стали использовать деревянные надпроёмные балки. Даже после полной усадки и консервации в штукатурке древесина продолжает «дышать», расшатывая швы кирпичной кладки. Закономерный результат: трещины на фасаде, для устранения которых требуется капитальный ремонт. Другой пример: крепление каменных карнизов на стальной арматуре. Рано или поздно металл внутри стены начинает ржаветь, и тяжёлые каменные блоки отваливаются, нарушая в том числе кладку. Или бетонные балконы с лепниной, которые повсеместно использовали при возведении кирпичных сталинок. Именно они оказались слабым звеном, хотя упрекнуть строителей и производителей ЖБИ того времени вряд ли у кого повернётся язык.

Самый простейший фасадный декор из кирпича заключается в сочетании различных видов кладки, разных цветофактур облицовочного кирпича и цветных растворов. На сегодняшний день можно купить кирпич, удовлетворяющий самым высоким требованиям: имитирующий старину, ультрасовременный, колотый, глазурованный... Минимальное членение стен, устройство поребриков, карнизов и лопаток не влияет принципиально на стоимость отделки, но позволят придать фасаду эксклюзивность. Широкий простор для фантазии архитектора представляют обрамления дверей, окон, устройство входной зоны и подкровельного пространства. Здесь найдётся применение трапециевидному кирпичу, из которого строители возводят арочные проёмы, здесь же возможно использование фигурного кирпича, который позволяет создавать сложные по форме наличники, полуколонны, обрамления цоколя. Кстати, традиционно кирпичный декор великолепно сочетается с глазурованными керамическими вставками. Яркие розетки и орнаменты акцентируют те или иные элементы фасада.

Ещё один, правда, трудоёмкий вариант заключается в скульптурной обработке кирпича непосредственно на стройплощадке. Этот метод сегодня успешно применяет, в частности, популярный архитектор Ирена Барене, которая возводит шале на западе Подмосковья. Вместо дорогих альпийских валунов, которые, кстати, тоже проблематично монолитить с кирпичом, она делает кладку с выступами, которые потом обтачиваются в округлую форму и штукатурятся. Эффект получается впечатляющим, а главное — долговечным. В московской архитектуре подобная технология имело широкое распространения во времена расцвета стиля модерн.

Разумеется, качество и ценность готового фасада будут напрямую зависеть от таланта архитектора и мастерства строителей. Дом в любом случае тяготеет к тому или иному архитектурному стилю, и набор внешних элементов должен соответствовать общему силуэту и внутренней планировке. В связи с этим лучше вести работы одновременно в соответствии с общим замыслом. Ведь «переодеть» дом через 10-15 лет, как говорят производители лёгкого бетона, можно только теоретически или по техническим причинам. Смена моды не влияет на постройки, выполненные по принципам гармонии: у них интерьер и фасад связаны в единое целое. Причём фасад, облицованный кирпичом, не требует ремонта и обслуживания, его век равен веку несущих стен, а ценность только увеличивается с годами — так же, как ценность любого произведения искусства.

Поделитесь с друзьями:

В нашем каталоге представлен облицовочный кирпич ведущих европейских и российских брендов

Наверх