Кирпич-черепицарф
для самых красивых домов
Производство кирпича в византийскую эпоху

В 330 г. после Р.Х. кесарь Константин перенес столицу своей империи из Рима в Константинополь, сегодняшний Стамбул. Созданная им Восточная Римская империя существовала долгое время после падения Рима и наступления на итальянский полуостров северных племен – до 1453 года.

Церковь Hagia Eirene в Стамбуле. Первоначальная базилика была перестроена в VIII веке в церковь с крестообразным куполом
Церковь Christ Pantepoptes в Стамбуле, 1080 г. Вид с юго-востока. Кладка является примером метода строительства со скрытыми слоями.

Обожженные кирпичи изготавливались в Византийской империи так же, как и в Риме. Людей, делающих кирпичи, называли в рукописях остакариори (работающие с глиной) или керамопойои (производители обожжённого кирпича). Обжиговые печи были круглыми или прямоугольными, и строились так же, как и римские печи – с шуровочными отверстиями в нижней части и перфорированным дном над ними. Они также топились дровами или углем. Кирпичная мастерская в монастыре Лавра на горе Афон находилась на побережье для облегчения доставки обожжённых кирпичей. Спрос на кирпичи был огромный, таким образом, кирпичники также пользовались спросом. Феофан сообщает, что для строительства нового акведука в Константинополе в 766-767 гг. туда было доставлено 500 остакариори из Греции и 200 керамопойои из Фракии.

Ранее византийские производители кирпичей следовали при маркировке своих кирпичей римским образцам, но, как и поздние римские клейма, византийские также содержат очень мало информации. Примеры клейм для кирпичей за пределами Константинополя встречаются очень редко, а сама практика клеймления произведенных в городе кирпичей, как кажется, полностью исчезает в ХI веке. Византийские мастера, как и их римские предшественники, делали прямоугольные кирпичи. Стандартный размер кирпича с длиной стороны 320-360 мм основывался, очевидно, на римских кирпичах педалес. Ширина кирпичей составляла 35-50 мм. Кажется, что с течением времени этот формат почти не менялся, поэтому формат кирпичей не годится для датировки находок.

Непонятно также, являлась ли кладка обожженных кирпичей в византийскую эпоху самостоятельным ремеслом – во всяком случае, в документах нет никаких сведений об этом. Ранние иллюстрации Библии о строительстве Вавилонской башни показывают рабочих с мастерками в руках. Обожжённые кирпичи подносились в ведрах по деревянным строительным лесам. Другие рабочие с длинными кирками гасят известь в деревянных корытах и заливают раствор в похожие емкости. Книга Эпарха, приводящая подробные сведения о существовавших в Х веке в Константинополе гильдиях ремесленников, показывает также, что строительная отрасль строго регламентировалась. Строители-ремесленники имели право работать только на одной стройке, и они в течение 10 лет после окончания работ несли ответственность за дефекты, допущенные ими при кладке обожжённого кирпича. Книга констатирует также, что каменщики должны были обладать специальными знаниями – а именно, они делились на тех, «кто кладет купола и своды из обожжённого кирпича, они должны работать с тщательностью и обладать большим опытом, чтобы фундаменты были устойчивыми, а здание прямым и равномерным».

На первый взгляд византийская кладка имеет много общего с римской кладкой стен – но, в то время как римляне применяли обожженный только для облицовки бетонных стен, в византийской империи строились массивные стены из обожжённых кирпичей. Иногда византийские стены клались в виде опус микстум (смешанная работа), то есть, сменяющимися слоями из природного камня и обожженного кирпича, но чаще применялись просто обожжённые кирпичи. Мы не знаем причины перехода от бетонных стен к массивным стенам из обожжённого кирпича. Может быть, римские поселенцы не доверяли прочности раствора в том случае, когда пуццолановая земля бралась из незнакомых им источников, но, вполне возможно, что на них оказывали влияние восточные традиции зодчества. Во всяком случае, эта новая ориентация наложила свой отпечаток на дальнейшее развитие архитектуры.

Особенностью византийской кирпичной кладки были горизонтальные швы раствора, которые по толщине не уступали самим кирпичам, в то время как вертикальные швы достигали по толщине часто нескольких миллиметров. Эффектом этой подчеркнутой в горизонтальном плане сетки швов были сильно расчлененные стены. Для достижения подобного воздействия в Х веке были изобретена новая техника кладки, при которой обожжённые кирпичи в каждом втором слое смещались назад и полностью штукатурились, так что создавалось впечатление, что стена состоит только из половины кирпичей, из которых она имелась в действительности, и что кладка делалась с чрезвычайно широкими швами. Подразумевалось, что такая техника позволяла легко перерабатывать в кладке каменную крошку, но основной мотив при этом был скорее эстетический.

Раствор изготовлялся из гашеной извести. Часто в него добавлялась кирпичная пыль, которая вызывала не только его розовую окраску, хорошо гармонирующую с обожженным кирпичом, но и делала его похожим на пуццолановую землю. Неясно, правда, догадывались ли мастера тогда об этом эффекте. Иногда для заполнения швов на видимой стороне стены использовался более тонкий раствор для лучшего заполнения швов (сегодня это называется полным заполнением). Края возникавших таким образом швов часто процарапывались острым инструментом для швов, иногда с помощью линейки. В еще свежие швы вдавливали также веревки, чтобы отпечатать на них ее узор. Оба вида техники работы придавали кладке равномерность.

Византийские мастера не только практиковали новые методы работы, они проявляли также массу фантазии при создании декоративных видов кладки. Толстые стены и толстые швы создавали огромное простор для творчества. Были очень распространены узоры из клиновидных обожжённых кирпичей. Сложные декоры состояли из изогнутых кровельных кирпичей. Обожжённые кирпичи клались, кроме того, двумя расположенными друг над другом слоями, попеременно наискосок друг к другу, так что создавался рисунок вертикальной или горизонтальной елочки, зигзага или шахматной доски. Раннее византийское кирпичное зодчество было сравнительно простым. Позднее разнообразие узоров кладки увеличилось и стало отличаться от региона к региону и от одного зодчего к другому.

Наверх