Изготовление глазурованных кирпичей в Вавилоне

Наиболее важные сооружения Месопотамии строились по подробным чертежам. Такой чертеж-план сохранился на глиняной табличке. На нем отмечены даже позиции отдельных обожжённых кирпичей и содержатся подробные данные по формату – очевидно, имелись стандартные размеры, которые использовались для всех сооружений. Необожжённые кирпичи укладывались согласно этому рисунку в глиняный раствор, часто попеременно со слоями из камышовых матов для лучшего соединения. Кельм не было, и раствор наносился руками.

Для усиления структуры в стены вставлялись деревянные балки. Средняя часть зиккурата возводилась из необожжённых кирпичей, которые, правда, легко вымывались дождем и во время разливов рек. Поэтому строение облицовывалось оболочкой из обожжённых кирпичей, покрытых битумом, который встречался в регионе, его было легко добывать, и он служил защитой от влаги. Геродот сообщает, что битум очень ценился из-за своих водоотталкивающих свойств – очень существенное преимущество в Месопотамии, где реки регулярно выходили из своих берегов.

Строительство зиккурата было дорогостоящим предприятием. Вавилонский зиккурат складывался по расчетам приблизительно из 36 миллионов кирпичей, десятая часть которых обжигалась. Обжиг данного количества кирпича длился 7200 рабочих дней, изготовление высушенных на воздухе глиняных кирпичей – 21 600 рабочих дней. По тем же расчетам при строительстве зиккурата изготовлением кирпичей и их кладкой занимались 1500 рабочих (87 специалистов по изготовлению кирпича, 1090 каменщиков и 404 носильщика). Из дошедших до наших дней документов нам известно несколько участвующих в этих работах ремесленных цехов: обработчики глины, люди, месящие ее, носильщики глины, плетельщики корзин для транспортировки глины, кирпичей и раствора, формовщики кирпичей, ремесленники по обжигу кирпичей, изготовители глазури, каменщики, подрядчики. До нас дошли также тексты, в которых описывается иерархия людей на кирпичном заводе. До сих пор, к сожалению, не было раскопано ни одного кирпичного завода или обжиговой печи. Из-за опасности пожара они находились в большинстве случаев за пределами городов и поэтому при проведении раскопок городов считались из-за своих небольших по сравнению с руинами городов размеров менее значимыми.

Высокоразвитые культуры Месопотамии поддерживали обширные торговые связи, так распространялись и их технологии, которые было легко воспроизвести. Обожжённые кирпичи появились, например, в 3-м тысячелетии до Р.Х. в таких крупных городах, как Мохенджо Даро и Хараппа в долине реки Инда, где также часто случались наводнения. Вполне возможно, что техника изготовления обожжённых кирпичей была разработана ими самостоятельно, но возникла все-таки под влиянием месопотамской культуры. Ибо еще много веков после этого, в мире из обожжённого кирпича не было построено сооружений, похожих на их зиккураты и дворцы.

Город, который, по словам Колдевея (археолога), «лежал под саваном из летучего песка», был еще более захватывающим, чем можно было себе это представить. Могучие городские стены с башнями на регулярных расстояниях окружали площадь, размером в 850 га, подтверждая тем самым Геродота, писавшего, что они такие широкие, что по ним может проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Внутри этого оборонительного кольца находилось множество больших зданий, в том числе окруженный городской стеной внутренний город (летний дворец), культовый и политический центр Вавилона. Дворец состоял из сотен помещений, расположенных вокруг нескольких внутренних дворов. Размеры этого комплекса были гигантскими, при помощи скрупулезного метода раскопок Колдевею удалось вскрыть разные слои городской застройки. Он открыл также массивный комплекс подземных сводчатых помещений с бесчисленными камерами и колодцами с остатками ковшовых подъемников для воды, который он принял за остатки фундаментов Висячих садов.

Большинство дворцовых сооружений состояло из стен, сложенных из кирпичей воздушной сушки – что очень осложняло раскопки, так как было очень трудно отличить остатки кирпичей от грунта. Но самым крупным открытием явились ворота Иштар и царские покои, которые были тщательно разобраны и перевезены в Берлин. Они выставлены там сейчас в музее Пергамон. Жители Вавилона довели до совершенства искусство изготовления обожжённых, а потом глазурованных кирпичей. Рельефные кирпичи изготовлялись вручную путем обработки еще сырой глины. Для обеспечения точного соответствия отдельных частей их, скорее всего, составляли для пробы, может быть при помощи дощечки или пальмового листа между отдельными блоками для имитации раствора и предотвращения склеивания еще сырых кирпичей. Лишь после этого кирпичи сушились и обжигались. Для решения проблемы усадки использовались кирпичи одного и того же размера. Кирпичи обмазывались цветным материалом для глазури, образующем при обжиге эмаль. Достойно внимания мастерство специалистов при подборе цветовых оттенков, которое можно было достигнуть только путем длительных экспериментов. Правда, у нас нет никаких свидетельств, касающихся методов применения глазури.

Античный город Сузы имел несколько наиболее представительных строений из глазурованных кирпичей. Поселение, возникшее около 4000 г. до Р.Х., было столицей Элама, это соответствует территории сегодняшнего юго-запада Ирана к востоку от Месопотамской низменности. Элам был покорен Аккадом и позднее Уром. Он достиг пика своего развития под персидским царем Дарием (521-486 до Р.Х.), сделавшим Сузы центром своего правления и собравший в Сузах для восстановления города из всех краев своего огромного царства, простиравшегося от Инда до Эгейского моря, лучших ремесленников и художников-прикладников.

Руины древней Сузы были впервые исследованы в пятидесятые годы 19 века английским геологом и исследователем Уильямом Лофтусом. Самые крупные открытия были сделаны впоследствии французскими археологами. Начало им положил инженер Марсель Делафуа (1844-1920 гг.), открывший при раскопках в 1884-1886 гг. холм Ападана с колоннадой дворца Дария, в том числе и фриз стрелков из лука, который можно увидеть сегодня в парижском Лувре. После этого французы получили монополию на проведение раскопок в Иране и предприняли множество раскопок на западе страны. Но свою основную задачу они усматривали в раскопках Суз, где ими для защиты археологов был построен форт. Работы продолжались до иранской революции 1979 года.

Раскопки в Сузах были такими важными потому, что Дарий со своими преемниками собрали в городе после завоевательных походов на Ближний и Средний Восток военные трофеи. Здесь была обнаружена, например, стела законов вавилонского царя Хаммурапи. Однако Дарий импортировал не только ценные предметы, но и специалистов-ремесленников. Надписи на фундаментах дворца свидетельствуют о том, что он привез каменотесов из Лидии (к западу от Малой Азии) и ювелиров из Египта и Мидии. Он импортировал ливанский кедр, слоновую кость из Нубии и ляпис-лазурь из Согдианы. Специалисты по обжигу кирпича и каменщики происходили из Вавилона. Поэтому строящийся город должен был привлекать всеобщее внимание. Его дворец должен был быть больше и красивее вавилонских дворцов. Палитра красок, использовавшихся для глазурования кирпичей, охватывала по вавилонскому образцу зеленые, голубые, белые и желтые тона. Фасад – как и в Вавилоне – был сложен из сужающихся кирпичей с очень тонкими швами. Исследования вавилонских кирпичей показали, что каждый отдельный кирпич маркировался в соответствии с его положением в кладке, несомненно, что подобная система применялась и в Сузах. В обжиговой печи кирпичи накладывались один на другой штабелем и выходили после обжига в виде гигантской головоломки.

Из представленных выше столиц только Сузы еще существовали до Средневековья – царство, центром которого был город, давно исчезло. Значение региона, как сосредоточия высокоразвитой культуры, пало после завоевательных походов Александра Великого (356-323 до Р.Х.). После смерти Александра центр политической силы переместился в Средиземноморье, а города Месопотамии стали разрушаться. В Вавилоне и Сузах больше не строились большие и роскошные монументы, отпала необходимость в опытных ремесленниках с их способностями. Так завершилась традиция кирпичного строительства, возраст которой составлял 6000 лет.

Вавилон приобрел известность благодаря своим Висячим садам, одному из семи чудес света. По данным Квинта Курциуса Руфа эти сады с деревьями 15-и метровой высоты и диаметром три с половиной метра были заложены Навуходоносором, чтобы развеять страстные мечтания своей наложницы Амитис о любимой ею родной Мидии на северо-западе Ирана. Если эти сады действительно существовали, то они были построены из кирпичей - искусственные, покоящиеся на террасах сады с расположенным над ними сводчатыми потолками. К сожалению, не сохранилось никаких описаний современников, и даже следы, которые могли бы указать на существование такого устройства, довольно скромны.

Античный город Вавилон, заложенный как провинциальная столица во время правления Третьей династии Ура (2111-2003 гг. до Р.Х.), стал позже при правлении Хаммурапи (1792-1750 до Р.Х.) политической и религиозной столицей Месопотамии. Он деградировал после разграбления хеттами в 1595 г. до Р.Х. Несколько раз завоевывался и разрушался, но при царе Навуходоносоре (604-562 гг. до Р.Х.) город вновь пережил еще одну пору своего расцвета.

Город Вавилон уже с ранних времен привлекал к себе путешественников и исследователей своими легендарными Висячими садами и сказочной, упомянутой в Библии Вавилонской башней. Аугсбургский врач Леонхарт Раувольф путешествовал в 1573-1576 гг. по Сирии, Палестине и Месопотамии. Когда он увидел монументальные остатки вздымавшегося на 55 м зиккурата, то поверил в то, что нашел Вавилон. Действительное местоположение древнего города, которое было открыто значительно позднее, не производило такого потрясающего впечатления. Оно представляло собой холм в пустыне. В в этом месте побывал занимавшийся античностью английский ученый Клавдий Джеймс Рич, который опубликовал в 1815 году свои «Мемуары о руинах Вавилона». Однако, систематические раскопки начались лишь в конце 19 века под руководством немецкого археолога Роберта Колдевея.

Поделитесь с друзьями:

Современный состаренный кирпич

Кирпич ручной формовки Кирпич ручной работы
Наверх